Они пришли в отпуск и рассказали, как обстоят дела на передовой, об отношении к гуманитарной помощи и многом другом.
В конце октября состоялась встреча с двумя военнослужащими, которые вернулись из зоны проведения СВО в отпуск. Бойцы пришли в штаб-квартиру волонтёров «Всё для Победы» и рассказали, как обстоят дела на передовой, о гуманитарной помощи и многом другом.
Артём (позывной Грек) и Максим (позывной Дед) давние друзья. Когда Максиму пришла повестка по мобилизации, Артём не задумываясь поехал в военкомат и попросил его также призвать, чтобы не бросать своего товарища. У Деда за плечами вторая чеченская кампания, у Грека боевой опыт отсутствовал.
Так как на многие вопросы бойцы отвечали совместно, их ответы частично будут совмещены в одну цитату.
О мобилизации и обстановке на передовой
-Расскажите, как и когда вас мобилизовали?-Это произошло 28 сентября. Сначала мы поехали в 32-й военный городок под Екатеринбургом. Там переночевали, на следующий день - борт на Ростов. 6 октября мы оказались за «лентой» на Сватовском направлении.-Как удалось наработать боевые навыки за столь короткий срок?
-Командир у нас хороший. Позывной Гроза, молодой, 28 лет. Но с головой, вообще, парень. Командир взвода Голливуд - боевой очень. Шестой раз сейчас ранен, в госпитале.
-Как обстоят дела со снабжением?
-Питание выдаётся, но все равно что-то сами докупаем. Например, хлеб свежий. Экипировка тоже выдана, кто хочет лучше - покупает. Как наладились поставки от волонтёров, стало уже нормально. Летом привозили форму, хорошо было. Всем хватало, одеты и обуты были. Автомобили привозили. А чего только баня стоит! Она на колёсах, вообще здорово. Можно везде её с собой таскать.
-А как дела со связью? Есть возможность выходить с родными на связь?
-Да, сейчас тарелку приобрели. Интернет не очень хороший, но сообщения отправить можно. Раньше были тарелки «Старлинк», но от них отказались. -Какое отношение у местных к вам?
-Мы с ними особо не контактируем. Кто-то крестит нас, когда проезжаем, кто-то косо смотрит. Старшее поколение, как-то, более-менее к нам. Молодёжь больше косится.
-Как проходит ваш день, когда идёт выполнение боевой задачи?
-Смотря какая задача. Если это штурм, то ты топаешь вперед. В закреп ходили. Это когда штурмовая группа прошла, опорник взяла. Заходит закреп, а штурмовики отдыхать уходят. В закреп когда заходишь, в тебя всё летит. Они же знают, что опорник больше не их. Полетело всё туда. Поэтому и говорят, что неизвестно, что лучше, штурм или закреп.
-Беспилотники используются на вашем направлении?
-Их гораздо больше стало. Сейчас у наших больше FPV-дронов появилось. Они технику прям нормально жгут. Раньше у нас столько «птичек» не было. До этого у них перевес в этом плане был, над головой, как трамваи летали. Как у себя дома. Залетали на нашу территорию и свободно себя чувствовали. Один собьёшь, другой подлетал.
-Как поднимается дух в армии? Приезжал ли кто-то из артистов к вам?
-Была какая-то группа. Они по России ездят, за рубежом были. На гитаре играют. Надели на них бронежилеты, каски. Хоть немного отвлечься. Ну там такие песни, к Богу что ли ближе. Да и сами себя развлекали. У нас гитаристы есть. Есть Перевал. Две песни написал. Одна про «пятнашку» и ещё одна.
Вернувшись домой Грек заметил, что город продолжает жить спокойной жизнью.
«Здесь находишься, смотришь, а ничего не происходит. Все веселятся, гуляют. У всех проблемы, которые вообще не проблемы. Бытовуха. Кого не коснулось, те вообще не говорят об этом (прим. СВО)»,
- говорит он.
-Сейчас Украина начала применять кассетные боеприпасы…
- Очень грозное оружие против пехоты. Если ты не спрятался, то - всё. С неба летят части. Они разные бывают. И дротики, и осколки, и вольфрамовые шарики, гвозди.
-Кто служит в вашей бригаде?
-Разный контингент. Со всей России сейчас едут. Вот недавно дагестанец приехал. Мастер спорта по греко-римской борьбе, выигрывал медали. Сам добровольно поехал. Нормальный парень. Всегда такой на позитиве.
-А иностранцы есть?
-Двое из Таджикистана. Молодые ребята. У них есть гражданство России, они мобилизованные, как и мы. В ХМАО живут. Молодцы, не пьют, не курят. Молятся постоянно. Потом с Казани в «пятнашку» приехал парень, сам он родом из арабской страны. Приехал учиться на медика, закончил его и подписал контракт. Он постоянно разговаривает на своём языке. Ютуб у него на этом же «гр-гр». С русским языком ему пока трудновато. Скоро он получит гражданство.
О семье
У Грека двое детей - сын и дочь.
«Сыну у меня 8 лет, он думает папа в армии служит, отжимается, в карты играет. Дочка Вика, она постарше, понимает всё. Плакала мне в телефон сколько раз. Звонит, спрашивает: «Как дела, папа?». Отвечаю: «Да нормально всё». А она: «Не ври мне. Я по новостям смотрела, там Сватово обстреляли»»,
- рассказывает Грек.
У Деда - трое, но старшему уже исполнилось 20 лет. Сейчас он проходит медицинскую комиссию в армию. И две дочери - 17 и 10 лет.
О гуманитарной помощи
Военнослужащие высоко оценили вклад жителей города в сбор гуманитарной помощи.
-Что сейчас актуально для военных в плане гуманитарной помощи?
-Тёплые вещи, сапоги резиновые - вообще классные. Вот эти, с чулком, которые. Термобелье, шапки. Огромное спасибо за всё, что привозится. Просто слов нет.
-Слышали, что сейчас в городе начали шить противодроновые одеяла.
-Хорошее дело. По крайней мере, это не палаткой укрываться.
-Из продуктов на чем нужно сделать сейчас акцент?
-Помимо сладостей, надо что-то такое, быстрое. Те же дошираки заварил кипятком и готово. Тушёнка точно не нужна. Её и зимой, и летом ели. Свечи блиндажные тоже, особо не нужны. У нас генераторы сейчас, освещение от него. Но это не везде так. Если генератора нет, то фонарики есть. Вот горелки с газовыми баллонами еще можно. Это вещь такая - ходовая. Чайник кипятим на них, например. Но баллончики быстро заканчиваются.
-А воды хватает?
-Летом особенно пить хочется. Потому что ходим далеко, с собой много не унесёшь. Один раз дождь пошёл и собирали воду. Полторашки резали, ставили.
-Письма, которые дети пишут, до вас доходят? Вы их читаете?
-Читаем, конечно. Классно. Читаешь, а там буква «я» не в ту сторону смотрит. Ошибки такие детские. И ведь от души это всё пишут. У нас в каждом блиндаже есть такая стена, где рисунки висят, частичка дома.