Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования. |
По шахматной доске к золотой медали
13:00, 25 июн 2017 Эксклюзив / Особое мнение / Главная ЭКСКЛЮЗИВ!
Автор: Оксана Ладова Прочитали: 6 980 Комментарии: 0
С сентября у магнитогорских детсадовцев и первоклашек появится новый предмет – шахматный всеобуч.
Что же это за предмет такой? Разве не жалко включать в программу ещё один предмет и так перегруженным уроками детям? И зачем в нынешнем обществе, настроенном более чем прагматично, информация, как ходит конь или ферзь?
Но оказалось, не всё так просто. Новый урок не имеет ничего общего с работой кружков и спортивных клубов.
Зарядка для ума
Несколько дней назад наш город посетил автор уникальной программы «Шахматный всеобуч», старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования Игорь Георгиевич Сухин.
Он поделился своими наработками с 20 педагогами начальной школы и 45 воспитателями детских садов. Преподаватели познакомились и с учебно-методическим комплектом первого года обучения, который состоит из учебника, двух рабочих тетрадей, задачника, тетради для проверочных работ и пособия для учителя. К слову, вся необходимая литература в Магнитогорске уже закуплена.
Нам удалось поговорить с Игорем Георгиевичем. Отправляясь на беседу, наш корреспондент ожидал, что встретил заядлого шахматиста. Но инициатор шахматного всеобуча для дошколят почти сразу заявил:
А педагоги, по его мнению, не просто не должны быть шахматистами, но даже могут не знать правила игры в шахматы.
Его авторский курс рассчитан на три года: на дошколят с 4-5 лет (хотя у Игоря Георгиевича есть книги и для детей двух лет) и учеников начальных классов. Потом, считает почётный работник общего образования РФ, эти занятия детям становятся уже неинтересны.
Зато для дошколят такие уроки будут не только полезными, но и полными приключений: детям предложат спасти короля, вытеснить с четырёхклеточной доски офицера, отгадать шуточные, сказочные и эхо-загадки. Игорь Сухин подчёркивает: дети на занятиях будут решать логические задачи, а не играть в шахматы.
О том, как обыграть родителей и почему не стоит обыгрывать ребёнка в шахматы:
Проигрывать нужно уметь – это знают все. Но как это сделать правильно? Автор программы шахматного всеобуча утверждает, что на его занятиях нет проигравших. Шахматы здесь – не спорт, а наука.
На шахматный всеобуч выделяется один час в неделю, хотя создатель курса отмечает: лучше будет, если заниматься с детьми 2-3 раза в неделю, но кто поспорит с общеобразовательными предметами?
Тернистый путь всеобуча
Первыми «подопытными» оказались собственные дочери Игоря Георгиевича. Именно опыт их воспитания подтолкнул его к разработке научной программы шахматного обучения. Задачи, которые давал отец маленьким девочкам, дали плоды: обе дочери окончили школу с золотой медалью, а во взрослой жизни без труда определились с профессией и нашли достойную работу. Своим успехом Игорь Сухин решил поделиться со всей страной.
Поначалу казалось, что его услышали. Игорь Георгиевич написал программу ещё в 1993 году по просьбе Министерства образования РФ, однако реализовать его так и не получилось: средств не было даже на самое необходимое, до шахмат ли было после развала Советского Союза.
В 1995 году учебники должно было издать «Просвещение», но посчитало для неинтересным. Зато программу оценила Калмыкия. В регионе попытались внедрить её в школах, но вскоре проект свернулся. Были робкие попытки внедрить программу и в других регионах.
В 1998 году Обнинское издательство духовного возрождения издало учебно-методический комплект первого года обучения. Через 5 лет был издан УМК второго года, а в 2008 году появилась третья часть.
В 2003 году шахматным всеобучем заинтересовались школы и детские сады города Сатка Челябинской области. Шахматное образование в южноуральском городе прижилось и начало давать результаты.
Сейчас Сатку называют шахматной столицей Урала, а то и страны. Там регулярно проводятся педагогические конференции, где местные работники образования рассказывают о повышении средней успеваемости после внедрения шахматного всеобуча.
Куратор регионального проекта «Шахматный всеобуч» Лада Титова рассказывает:
Естественно, что это не могло не заинтересовать других южноуральских педагогов. Сейчас интерес к проекту проявили Златоуст, Миасс, Челябинск и наша Магнитка.
Магнитогорские педагоги и прежде интересовались влиянием шахмат на развитие интеллекта. В городских школах работают шахматные кружки на базе клуба «Белая ладья». Но подход Игоря Сухина нашёл своих сторонников только недавно.
С прошлого года в трёх школах города: № 5, 36 и начальной общеобразовательной школе № 1 преподаватели начали работать по программе Сухина, однако с её автором они познакомились впервые. По мнению Игоря Георгиевича, его личный приезд очень важен, ведь книги никогда не передадут того, что даёт личный контакт.
Курсы в Магнитогорске длились три дня и очень понравились магнитогорским учителям. Игорь Сухин ведёт занятия очень эмоционально, и что интересно, учит самих педагогов не расстраиваться из-за ошибок и радоваться маленьким победам.
Что же это за предмет такой? Разве не жалко включать в программу ещё один предмет и так перегруженным уроками детям? И зачем в нынешнем обществе, настроенном более чем прагматично, информация, как ходит конь или ферзь?
Но оказалось, не всё так просто. Новый урок не имеет ничего общего с работой кружков и спортивных клубов.
Зарядка для ума
Несколько дней назад наш город посетил автор уникальной программы «Шахматный всеобуч», старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования Игорь Георгиевич Сухин.
Он поделился своими наработками с 20 педагогами начальной школы и 45 воспитателями детских садов. Преподаватели познакомились и с учебно-методическим комплектом первого года обучения, который состоит из учебника, двух рабочих тетрадей, задачника, тетради для проверочных работ и пособия для учителя. К слову, вся необходимая литература в Магнитогорске уже закуплена.
Нам удалось поговорить с Игорем Георгиевичем. Отправляясь на беседу, наш корреспондент ожидал, что встретил заядлого шахматиста. Но инициатор шахматного всеобуча для дошколят почти сразу заявил:
«Скажу сейчас для шахматистов крамольную мысль: выучили шахматы и забыли про них! Нужно взять из шахмат всё, что нужно для жизни, - логическое мышление. И всё, человек в жизни не пропадёт».
А педагоги, по его мнению, не просто не должны быть шахматистами, но даже могут не знать правила игры в шахматы.
«Я сразу ориентировался на учителей начальных классов и воспитателей детских садов, которые ничего не знают о шахматах. На курсах 10% времени я уделяю правилам шахматной игры. Без них никуда, это наш инструмент. А 90% времени – обучение технологии проведения шахматных задач по шахматному курсу»,
– рассказывает Игорь Сухин. Его авторский курс рассчитан на три года: на дошколят с 4-5 лет (хотя у Игоря Георгиевича есть книги и для детей двух лет) и учеников начальных классов. Потом, считает почётный работник общего образования РФ, эти занятия детям становятся уже неинтересны.
Зато для дошколят такие уроки будут не только полезными, но и полными приключений: детям предложат спасти короля, вытеснить с четырёхклеточной доски офицера, отгадать шуточные, сказочные и эхо-загадки. Игорь Сухин подчёркивает: дети на занятиях будут решать логические задачи, а не играть в шахматы.
О том, как обыграть родителей и почему не стоит обыгрывать ребёнка в шахматы:
«Что такое игра в шахматы? Один выиграл и радуется, а проигравший плачет. Кому это нужно? Есть поговорка: хочешь потерять друга, играй с ним в шахматы»,
– рассказывает Игорь Георгиевич.Проигрывать нужно уметь – это знают все. Но как это сделать правильно? Автор программы шахматного всеобуча утверждает, что на его занятиях нет проигравших. Шахматы здесь – не спорт, а наука.
«Только 2 % детей загорятся и пойдут играть в шахматы профессионально. Мой подход – принципиально иной. Я за то, чтобы все дети стали умнее. Все дети рисуют в юном возрасте, но кто художником становится?»
- рассуждает Игорь Сухин. На шахматный всеобуч выделяется один час в неделю, хотя создатель курса отмечает: лучше будет, если заниматься с детьми 2-3 раза в неделю, но кто поспорит с общеобразовательными предметами?
«Шахматное образование – дело государственной важности и даже национальной безопасности. Речь идёт о развитии мышления детей. В чём задача всеобуча? Чтобы дети учились на 4 и 5, готовились к занятиям самостоятельно, без блата поступили в престижный вуз»,
– заявляет Игорь Сухин.Тернистый путь всеобуча
Первыми «подопытными» оказались собственные дочери Игоря Георгиевича. Именно опыт их воспитания подтолкнул его к разработке научной программы шахматного обучения. Задачи, которые давал отец маленьким девочкам, дали плоды: обе дочери окончили школу с золотой медалью, а во взрослой жизни без труда определились с профессией и нашли достойную работу. Своим успехом Игорь Сухин решил поделиться со всей страной.
Поначалу казалось, что его услышали. Игорь Георгиевич написал программу ещё в 1993 году по просьбе Министерства образования РФ, однако реализовать его так и не получилось: средств не было даже на самое необходимое, до шахмат ли было после развала Советского Союза.
В 1995 году учебники должно было издать «Просвещение», но посчитало для неинтересным. Зато программу оценила Калмыкия. В регионе попытались внедрить её в школах, но вскоре проект свернулся. Были робкие попытки внедрить программу и в других регионах.
В 1998 году Обнинское издательство духовного возрождения издало учебно-методический комплект первого года обучения. Через 5 лет был издан УМК второго года, а в 2008 году появилась третья часть.
В 2003 году шахматным всеобучем заинтересовались школы и детские сады города Сатка Челябинской области. Шахматное образование в южноуральском городе прижилось и начало давать результаты.
Сейчас Сатку называют шахматной столицей Урала, а то и страны. Там регулярно проводятся педагогические конференции, где местные работники образования рассказывают о повышении средней успеваемости после внедрения шахматного всеобуча.
Куратор регионального проекта «Шахматный всеобуч» Лада Титова рассказывает:
«По программе Сухина Сатка работает уже более 10 лет. Педагогам оказался близок сам подход автора к формированию умственных действий - базирование на научных разработках выдающихся психологов - Петра Гальперина и Яна Пономарева, акцент на планомерном и последовательном развитии фундаментальной способности действовать в уме. Шахматно-задачная технология, по которой построена программа, учитывает особенности развития ребёнка – возрастные, индивидуальные и дает ему возможность от урока к уроку нарабатывать свой собственный результат, приобретать свой собственный опыт».
Естественно, что это не могло не заинтересовать других южноуральских педагогов. Сейчас интерес к проекту проявили Златоуст, Миасс, Челябинск и наша Магнитка.
Магнитогорские педагоги и прежде интересовались влиянием шахмат на развитие интеллекта. В городских школах работают шахматные кружки на базе клуба «Белая ладья». Но подход Игоря Сухина нашёл своих сторонников только недавно.
С прошлого года в трёх школах города: № 5, 36 и начальной общеобразовательной школе № 1 преподаватели начали работать по программе Сухина, однако с её автором они познакомились впервые. По мнению Игоря Георгиевича, его личный приезд очень важен, ведь книги никогда не передадут того, что даёт личный контакт.
Курсы в Магнитогорске длились три дня и очень понравились магнитогорским учителям. Игорь Сухин ведёт занятия очень эмоционально, и что интересно, учит самих педагогов не расстраиваться из-за ошибок и радоваться маленьким победам.
Что нужно знать о шахматном всеобуче:
У кого будет: в средних и старших группах детского сада, а также в первом классе общеобразовательной школы.
Сколько уроков: занятия будут проходить один раз неделю в рамках школьной программы. Это не дополнительное занятие.
На сколько лет рассчитан шахматный всеобуч: 3 года.
Чем будут заниматься дети: ребята будут решать логические, занимательные задачи с использованием шахматных фигур и доски.
За чей счёт учебники: весь учебно-методический комплекс закуплен в рамках проекта «Шахматный всеобуч» партии «Единая Россия» и будет выдаваться бесплатно.
Что даст всеобуч: повышение успеваемости, развитие логического мышления, способность принимать самостоятельные решения.
У кого будет: в средних и старших группах детского сада, а также в первом классе общеобразовательной школы.
Сколько уроков: занятия будут проходить один раз неделю в рамках школьной программы. Это не дополнительное занятие.
На сколько лет рассчитан шахматный всеобуч: 3 года.
Чем будут заниматься дети: ребята будут решать логические, занимательные задачи с использованием шахматных фигур и доски.
За чей счёт учебники: весь учебно-методический комплекс закуплен в рамках проекта «Шахматный всеобуч» партии «Единая Россия» и будет выдаваться бесплатно.
Что даст всеобуч: повышение успеваемости, развитие логического мышления, способность принимать самостоятельные решения.
Добавить комментарий
«Это мечта каждого хоккеиста». Силантьев высказался о вызове на Матч звезд КХЛ и в сборную России
1 786 0
14 0
Для хоккеиста это произошло впервые
В Магнитогорске готовят к открытию долгожданный магазин?
13 751 0
77 13
Открыться он должен под новым брендом.
Александр Будаков: Жалко, что в городе с такими футбольными традициями нет профессиональной команды»
2 511 0
3 1
Бывший игрок Премьер-Лиги об "Уральской классике", футболе в Магнитогорске, а также клубах Медиалиги
Стало известно, кто в Магнитогорске займет пустующее здание
10 655 0
24 2
Ранее там располагалась налоговая инспекция.
Персона / Лица Магнитки / #ЛюблюМагнитку
Повесть о настоящем человеке
5 029 0
18 1
Льву Георгиевичу Стоббе сегодня бы исполнилось 90.
Новости / #ЛюблюМагнитку
В Магнитогорске благоустраивают территорию около «Первой палатки»
7 041 0
16 0
Работа ведётся в рамках проекта «Инициативное бюджетирование»
Новости / #ЛюблюМагнитку
Рассказываем, что ещё обновится в Магнитогорске в этом году
14 396 0
37 5
Маленький, но уютный уголок
Новости / #ЛюблюМагнитку
Мы узнали, как будет обновляться в этом году Ленинский район
9 038 0
6 3
Это будет сделано по проекту инициативного бюджетирования