Об интересной судьбе киношедевров.На этой неделе у двух фильмов из
золотого фонда советского кино
золотые юбилеи.
Прошло
50 лет со дня выхода легендарных «
Белого солнца пустыни»
и «
Адъютанта его превосходительства»
Каждый из них имел особую судьбу уже после выхода.«Белое солнце…» обязательно смотрят космонавты перед полётом в космос. Эта традиция возникла так. Как рассказали инструкторы, которые работали ещё в те времена, всё объясняется очень банально. Раньше, когда были ещё бобины с фильмами, просто один раз привезли этот фильм на Байконур, и больше там ничего не было.
Кстати, что актуально для сегодняшнего дня, все космонавты садятся на карантин и две недели выжидают, потому что любая инфекция, которая есть, при самом худшем раскладе будет развиваться у человека две недели. Единственное развлечение – это большая бобина с кинофильмом «
Белое солнце пустыни». Так эта традиция и сформировалась.
И был такой случай. Один экипаж посмотрел только начало, и ушли, не досмотрев фильм. И именно у них произошла авария ракеты-носителя. Все остались живы, но в космос полноценно так и не слетали. С тех пор ни один экипаж не надо заставлять сидеть и смотреть этот фильм. Все экипажи смотрят его от начала и до конца.
Наш земляк, он родился в Челябинске, космонавт
Максим Сураев,
как-то был в Магнитке, выступая перед школьниками, рассказывал о своём полёте в 2009-м году в качестве командира корабля «Союз ТМА-16» с американским астронавтом Джеффри Уильямсом и канадским космическим туристом Ги Лалиберте:
Когда ребята готовились к полёту, они общались, вникали в наши традиции и многочисленные искромётные шутки, которые присутствуют в этой картине. Все знали, что просмотр - обязательная традиция, и с удовольствием смотрели этот фильм.
А «Адъютант…» первоначально вышел в формате пятисерийного телевизионного фильма. Имел настолько большой успех, что его через два года показали на большом экране.
Правдивость и натуральность снятого делали «Адъютант» почти документальным фильмом. Особенно, глядя из сегодняшних хипстерских времен.
К моменту начала съемок, прошло всего полвека, отделяющих кино от реальных событий гражданской войны. Не было проблем ни с одеждой, ни с мундирами, ни даже с лицами актёров - цивилизация не успела наложить лоск на внешность людей того времени.
Актёры играли своих отцов и старших братьев. Многие сцены снимались просто на натуре — в Киеве и Харькове, как раз там, где все и происходило. Особенно много было отснято в историческом центре
Киева.
Грубо говоря, некоторые серии фильма могут служить путеводителем по
Старокиевской горе и ее окрестностям. Большинство киевских сцен сняты там, начиная с
Андреевского спуска,
Десятинной и
Владимирской улицы, и ниже — по всяким там
Боричевым токам и прочим переулкам. Кстати говоря, многие мизансцены можно и сегодня снимать там же — как ни странно в тех местах Киев изменился не очень сильно.
Многие события сериала происходят в
Харькове. Правда, там сняты в основном статичные эпизоды. Немного снято в
Ялте, в основном сцены, связанные с морем в заключительной серии. Но и по сей день ялтинские экскурсоводы показывают места, где работала съемочная группа «Адъютанта».
Авторы и создатели фильма посвятили его
первым чекистам. Его просмотр стал обязательным в школах КГБ. Он и сейчас кажется актуальным.
Гениальные фильмы-юбиляры запомнились крылатыми фразами.
В фильме «Белое солнце пустыни» таможенник
Верещагин вопиюще произносит:
…я мзду не беру. Мне за державу обидно!
А в фильме про чекистов предводитель банды анархистов,
батька Ангел заставлял зрителей буквально ржать от фразы:
я, эта, экскрИмент хочу сделать,
имея ввиду
эксперимент.
И ещё одно знаменитое высказывание Ангела поручику:
Вся твоя беда в том, что ты много знаешь.
«Вечерний Магнитогорск» настоятельно рекомендует тем , кто находится в самоизоляции, посмотреть эти необыкновенно талантливые произведения.