Либо ларьки и киоски приведут в надлежащий вид, либо им не место на наших улицах.Принят документ, изменяющий арендные взаимоотношения между городской администрацией и малым бизнесом. Если точнее, речь идёт о судьбе так называемых нестационарных торговых объектов (НТО). Проще говоря, киосков и павильонов.
До принятия документ прошёл все положенные по закону
общественные слушания. В районных администрациях были организованы встречи с предпринимателями,
где они могли получить все необходимые консультации и ответы на возникшие вопросы.
Все предложения предпринимателей, поступившие в администрацию, были выслушаны, и многие из них учтены.
До сих пор действовала следующая схема: владельцы киосков арендовали у города землю, ставили на этом участке ларьки и осуществляли предпринимательскую деятельность. Казалось бы, механизм отлажен и позволял зарабатывать всем сторонам, зачем что-то менять?
А между тем, изменения назрели давно. Вступил в действие федеральный закон, который требует предоставлять земельные участки без заключения договора аренды, но с учетом схемы размещения нестационарных торговых объектов. Договор заключается на 10 лет после проведения торгов или, в отдельных случаях, на 5 лет без таковых.
В схеме, которую разработала администрация города, учтены 803 торговых объекта. Часть предпринимателей уже расторгли договоры аренды, поскольку вышел срок, у некоторых договоры закончатся в 2017 году, у кого-то позже. Но перезаключить договоры на прежних основаниях закон не позволяет. Поэтому принят новый документ – Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (НТО).
«Возник правовой вакуум, когда договоры перезаключать надо, а правовой базы нет. Поэтому этот документ нужно было принять обязательно»,
- разъяснил нам председатель депутатской комиссии по собственности
Сергей Король.
Документ разрабатывался администрацией почти полгода и включил несколько принципиальных для города моментов.
Во-первых, (и это едва ли не самая серьезная претензия к бизнесу!), торговые павильоны и киоски давно пора бы привести в соответствие с требованиями к внешнему архитектурному облику. Пока же некоторые объекты, как выразился глава Орджоникидзевского района Петр Гесс, больше напоминают «курятники».
Но не только в этом районе. Есть они и на улице Грязнова,
на углу Ленина-Комсомольская,
на Советской Армии...
Они повсюду. Разного цвета и фасона, затянутые в железо или облепленные рекламными вывесками. Мягко говоря, совсем не украшают наш город.
Мы уже неоднократно писали о той
масштабной работе, которая ведется в городе по сохранению и восстановлению его внешнего архитектурного облика. Идет настойчивая разъяснительная работа, проходят встречи с владельцами магазинов, торговых точек, сетевых компаний… Дело
доходит до судов, а иногда в досудебном порядке хозяева снимают аляповатые рекламные конструкции сами.
Вот некоторые примеры:
магазины сети «Первый кеговый»
и торговая галерея «Мост-2»...
Работа в этом направлении продолжается.
Во-вторых, новая методика расчета платы по договору за размещение НТО учитывает кадастровую стоимость земли, место расположения, площадь киоска или ларька, еще несколько коэффициентов. В том числе
льготный коэффициент, который применяется, если владелец НТО привел внешний вид своего торгового объекта в соответствие внешнему архитектурному облику.
В таком случае в первый год оплачивается лишь 25% стоимости аренды квадратного метра земли. Второй год – уже 50% и на третий год – 75%.
В администрации разработаны специальные рекомендации по тому, как должен выглядеть образцовый нестационарный торговый объект.
Вот один из возможных вариантов оформления.
Посмотрите, как это будет красиво ночью.
Прецедент уже есть.
В настоящее время один из предпринимателей уже ведёт монтаж нестационарного торгового объекта "Цветы", что напротив ТЦ "Континент".
За более подробной консультацией предприниматели могут обращаться в управление архитектуры и градостроительства.
В третьих, новый документ позволит прекратить порочную практику, когда НТО сдаётся в аренду. Так, по утверждениям администрации города, многие предприниматели зарабатывают не собственной деятельностью, а сдавая киоски другим.
То есть владелец нестационарного торгового объекта, получив в аренду (за копейки!) кусок городской земли, фактически делает накрутку. По неофициальным данным, такая «аренда» обходится третьему лицу в 5-10 тысяч рублей (ежемесячно!) в зависимости от места расположения ларька. Город вполне мог бы обойтись и без посредников и деньги, которые сейчас уходят в карман ушлых дельцов, поступали бы в городской бюджет.
Справка ВМ:
Предполагается, что новые правила вступят в силу уже с февраля. К 2019 году, согласно расчетам, почти половина всех земельных участков, будет передаваться предпринимателям на новых условиях и по новой стоимости.
Для наглядности. Киоски бывают разными. Большими и маленькими. В среднем по городу квадратный метр арендованной земли будет стоить 94 рубля в месяц. Площадь НТО редко бывает большой, где-то около 8 квадратных метров. Таким образом стоимость годовой аренды составит около 9-10 тысяч рублей. То есть всего каких-то 800 рублей в месяцДля бизнеса не такие уж крупные деньги, если вдуматься. По сравнению с другими городами, например, с областным Челябинском или металлургическим Череповцом, у нас тарифы даже ниже. Единственная оговорка, сдать объект в субаренду уже не получится, придётся работать самому.
Граждане, не занятые в «ларёчном» бизнесе, возможно, и не заметят перемен. Хотя... заметят и еще как! Как мы уже говорили, документом особые требования предъявляются к внешнему облику киосков. Несоответствие этим требованиям может стать причиной отказа в продлении договора аренды.
Вот так город одним махом мотивирует на соблюдение порядка целую бизнес-прослойку. Это является логичным продолжением работы по выстраиванию в Магнитогорске комфортной среды, в которой приятно и жить, и работать.
Решение, описанное выше, имеет две главные цели: упорядочить отношения между властью и представителями малого предпринимательства и привести в соответствие архитектурному облику павильоны, ларьки и киоски города.
Предлагаем читателям ВМ принять участие в опросе на эту тему.
(можно выбрать один или несколько вариантов)