Как научить первоклассника быстро и качественно выполнять домашнее задание.С наступлением нового учебного года в Центр социальной помощи семье и детям все чаще обращаются родители, для которых выполнение домашнего задания с ребенком превращается в настоящее испытание для всей семьи. Столкнувшись с данной проблемой, большинство родителей выбирает неверную стратегию поведения с использованием обвинений, угроз, наказаний, которая, как правило, не работает.
Чаще всего причиной возникновения трудностей с выполнением домашнего задания у ребенка является
несформированность следующих навыков:- разделение заданий на маленькие последовательные действия;
- контроль процесса их выполнения;
- оценка полученного результата и умение в случае необходимости исправить его.Именно эти навыки являются основными составляющими успешной учебной деятельности.
Для того чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание быстро и качественно, можно использовать следующий метод. Родителям необходимо приготовить шпаргалку для ребенка, в которой будет написано или нарисовано все, что может пригодиться во время выполнения домашнего задания:
учебники, тетради, черновики, пара авторучек и карандашей, линейка, ластик и др. Затем нужно проверить, всё ли приготовил ребенок.
Времени на подобные сборы будет уходить с каждым днем все меньше, а затем подготовка к урокам дойдёт до автоматизма: сажусь за выполнение домашнего задания — на столе должно быть
только необходимое. Иногда родители игнорируют этот пункт, считая очевидным то, что ребенок сам приготовит всё необходимое, однако очевидным это является только для самого взрослого. Удивительно, сколько времени может потратить ребенок, копаясь в портфеле в поисках ластика!
На выполнение каждого задания взрослый даёт
определённое количество времени, которое засекает по таймеру. Если ребенок укладывается во временные рамки, его должен ожидать приз. Дети, как правило, боятся того объёма, который им предстоит выполнить. Поэтому за каждым усилием со стороны ребенка обязательно должно следовать эмоциональное подкрепление со стороны взрослого. Оно не только создаёт положительный настрой, но и поддерживает оптимальный энергетический тонус ребенка.
Во время выполнения домашнего задания взрослый
должен руководить действиями ребенка, задавать последовательность и контролировать выполнение, озвучивать каждое действие:
«Открой дневник и посмотри, что сегодня задали. С чего хочешь начать: с русского или математики? (ребенку необходимо предоставить самостоятельный выбор). Открывай учебник, находи упражнение. Внимание, я засекаю время! Читай задание. Тебе все понятно?».
Важно, чтобы ребенок действительно понял, что от него требуется, он должен своими словами объяснить задание.
На выполнение одного задания у первоклассника должно уходить 10-15 минут, после выполнения каждого упражнения ребенка необходимо похвалить и дать отдохнуть около минуты: можно растереть шейно-воротниковую зону, помассировать голову, похлопать в ладоши, попить воды. Главное — не потерять рабочий настрой.
Перед тем как перейти к выполнению домашнего задания по другому предмету, можно сделать
перерыв на 10 минут. За это время можно попить чай, повисеть на турнике, отдых не должен включать просмотр телевизора, игру в компьютер или чтение книг.
После выполнения всех уроков необходимо зафиксировать время, которое для этого потребовалось. Хорошо, если эти показатели родители отметят на листке достижений. Ребенку крайне важно видеть результат своего старания.
Постепенно ребёнку необходимо предоставлять
больше самостоятельности, взрослый может отлучиться, пойти в другую комнату, на кухню, но периодически необходимо проверять, занят ли ребенок уроками, не отвлекся ли на свои более важные дела. Важно, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается, и тогда результат не заставит себя ждать.
Если после прочтения данных рекомендаций у родителей появились мысли, что это неудобно, долго, и все равно ничего не получится, важно вспомнить, что ребенок, приступая к выполнению огромного домашнего задания, также думает, что это неудобно, долго, и у него все равно ничего не получится.
МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»
Липатова О.С., психолог