Психолог рассказывает, нужна ли ребёнку отдельная комната. С рождением ребёнка ситуация в семье сильно меняется - нарушается привычный семейный уклад, всё внимание и забота взрослых сосредотачиваются на маленьком комочке счастья и его потребностях. Сначала ребёнку вполне достаточно постоянного внимания, любви и заботы родителей, но со временем он становится более самостоятельным и начинает испытывать потребность в собственном личном пространстве, обособленной территории.
Нередко у родителей возникает вполне резонный вопрос, в каком возрасте действительно необходимо обеспечить ребёнка отдельным личным пространством?
До года малыш постоянно испытывает физиологическую и психологическую потребность находиться рядом с матерью, поэтому психологи считают, что в этом возрасте отдельная комната ему просто не нужна.
Первую выраженную потребность в отделении от мамы многие дети начинают испытывать, как правило, ближе к трём годам, так как в этом возрасте они активно проявляют самостоятельность и постоянно демонстрируют окружающим свою активную позицию «Я – сам». Данный возраст определяется психологами как кризис трёх лет, вступая в который ребёнок уже достигает достаточного развития для того, чтобы быть самостоятельным.
Следующий благоприятный период для обретения ребёнком личной территории наступает, когда он идёт в школу. Это время сопровождается важными и значимыми изменениями в жизни начинающего школьника – возникает потребность в соблюдении определенного режима дня, появляется необходимость в подготовке к занятиям и выполнении домашних заданий, регламентированном сне и отдыхе. Психологи называют этот возраст кризисом семи лет, он является переломной точкой в детском развитии, разделяющей этапы дошкольного и школьного детства.
Ещё один важный возрастной этап – подростковый возраст. Ребёнок физически и психологически сильно меняется, становится закрытым от окружающих, конфликтным, ранимым, пытается всячески доказать свою взрослость и самостоятельность, стремится к уединению. В этот период он особенно остро ощущает границы личного пространства, потребность в их обозначении для окружающих очень важна. Это тот самый возраст, когда ребёнок действительно взрослеет морально и физически. В данный возрастной период подростку необходима собственная территория, на которой он может побыть в одиночестве или спокойно общаться с друзьями, не боясь быть подслушанным, а тем более получить критику от родителей и близких в свой адрес.
А что же делать семьям, в которых воспитываются два и более ребёнка?
Зачастую у родителей нет возможности обеспечить отдельной комнатой каждого из них. В таком случае огромную роль играет разница в возрасте и пол детей.
Как правило, если разница в возрасте небольшая и дети одного пола, то они вполне мирно сосуществуют в одной комнате вплоть до подросткового возраста, а иногда и дольше.
Если же дети разнополые, то их разделение по разным комнатам действительно необходимо, особенно к наступлению подросткового возраста.
В ситуации, когда нет возможности выделить по отдельной комнате разнополым детям и детям с большой разницей в возрасте, можно прибегнуть к методу зонирования общей территории, то есть визуально разделить пространство и создать в нем комфортное пребывание для всех членов семьи. В современном мире существуют множество различных дизайнерских решений данного вопроса, как традиционных, например, при помощи ширмы, перегородки, так и более современных, посредством грамотной подборки мебели, цветового зонирования комнаты.
При оформлении пространства детской комнаты, необходимо учитывать, что у каждого ребёнка существуют свои индивидуальные и возрастные особенности. Родителям нужно очень деликатно подходить к решению данного вопроса, так как с взрослением он становится все более острым и значимым.
Родители и дети будут по-настоящему счастливы только тогда, когда научатся слушать, понимать, быть терпимыми и просто любить друг друга.
МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»,
психолог Соловьева Д.А.