Патрик Скорцени: «Для меня страшно быть ремесленником»
16:00, 12 июл 2016 Общество / Культура
ЭКСКЛЮЗИВ!
Автор: редактор Прочитали: 3 532 Комментарии: 1
Патрик Скорцени - fashion-аналитик, дизайнер, бизнесмен. Его появление в составе жюри конкурса «Половодье-2016» прибавляет интриги в преддверии фестиваля моды и музыки, который состоится в Магнитогорске 16 июля. Публикуем интервью с Патриком, сделанное одним из организаторов и идейным вдохновителем «Половодья» Лией Кинибаевой.
Фестиваль «Половодье» всегда открыт новому, новым людям...Например, в этом году у нас новая персона в жюри – интереснейший человек, глубоко знающий российскую моду, блестящий fashion-аналитик, настоящий профи во всем, чем он берется заниматься!.
А занимается он, в числе прочего, тем, что делает костюмы для кино. Учитывая тему фестиваля, обозначенную емким словом «Пробы», оркомитет ни секунды не сомневался, что этот человек нам нужен и общение с ним пойдет на пользу всем участникам шоу.
Патрик, мода - это стиль жизни или все же бизнес?
- Смотря для кого. Для Александра Шумского это бизнес, для дизайнеров стиль жизни. Александр Шумский в данном случае собирательный образ.
- Ты с 2003 года ведешь свой блог о моде. Насколько мне известно, твой блог – самый первый и самый «долгоиграющий» в тематической нише «мода». Это действительно так?
- Наверно не один из первых, а самый первый. Я не знаю ни одного блога о моде, датированного ранее. Начинался он в жж, а потом перенёс его в отдельное место.
- Это привязанность, или дань чему-то - так долго вести блог о моде?
- Сейчас я его редко веду, так как это начали делать любители, цель которых получить что-то у производителей, в обмен на рекламные посты. Мой блог никогда не был коммерческим продуктом, как и все проекты в интернете. Исключительно за свои деньги, в качестве свободной точки зрения.
- То есть, сейчас ты его не поддерживаешь?
- Я его периодически забрасываю. Было время, когда думал продать его, но решил оставить, как инструмент для независимого вещания. Если понадобится сказать – «а, король-то голый!», когда все дружно поют дифирамбы какой-то плохой одежде или мероприятию, только из-за того, что они знакомы с дизайнером или им проплатили хорошие публикации. В русской блогосфере слишком много этого хвалебного хора «по дружбе». Я не хочу, чтобы меня воспринимали, как пишущего «за майки». Один раз так группа неких блогеров забрали вещи у дизайнера Егора Зайцева. Егор хотел дружить с блогером, как новатор. Но блогеры посидели у него на показах в первом ряду, взяли подарки, и на этом их сотрудничество закончилось. С блогами все сложно в российском интернете.
- Коммерция или энтузиазм - в равной степени, наверно, важны, но тебе что сейчас ближе?...Я имею в виду, что очень многие вещи, которые мы можем назвать одним словом призвание, зачастую, не имеют выраженной коммерческой цели.
- Слово «призвание» невозможно привязать ни к блогам, ни к «модной журналистике». Это очень маленькие величины для личности. У Ницше была мысль, не берусь за точность изложения, но смысл следующий - настоящий актер безразличен к сценарию. Творческий человек может самовыражаться до бесконечности в разных формах: журналистика, живопись, музыка, скульптура и т.д. Главное уметь перевоплощать идеи во что-то осязаемое для других, а инструментарий не важен. Если же для человека призванием является только определенная профессия, то это ремесленник. Для меня страшно быть ремесленником. Как оказаться зависимым и несвободным.
- Как ты относишься к конкурсам молодых дизайнеров, оправдывают ли себя затраты - как со стороны участников, так и со стороны организаторов?
- Конкурс для молодых дизайнеров - практически единственная возможность для них. Все люди думают, что разбираются в еде, одежде и медицине, - кажется так говорят?
Конкурс помогает определить тех, кто по-настоящему хочет заниматься этим. Ведь для участия в конкурсе дизайнеров необходимо приложить множество усилий, чтобы просто попасть на него. Это не в магазине подружке говорить, идет ей платье или нет. На конкурсе есть люди, которые собираются только для того, чтобы помочь человеку оценить свои способности и понять, стоит ли ему этим заниматься или нет, эти люди - профессионалы. Конкурс нужен, как любая итоговая оценка работы.
- Существует подход, когда новичков мотивируют, указывая на трудности, с которыми приходится сталкиваться людям определенной профессии (недосып, стресс, наезды от начальства, подсиживание коллег). Как бы ты составил приглашение для участников конкурса, чтобы из 100 очарованных модой твердо остались те 15 человек, кто реально и страстно будет работать?
- Недосып и стресс не испытывают только люди совсем уж простых профессий. Не думаю, что это особенность моды. Кроме того, для талантливого человека не должно быть мучительным творчество. Или не может быть мучительным. Мучительно непонимание и невнимание, непризнание. А признание в индустрии моды - это техническая сторона. То есть здесь как раз мода является бизнесом, а не творчеством. Нам стоит определиться в терминологии, потому что под словом мода можно объединить массмаркет и кутюр. Оба слова про моду, но на этом их сходство, пожалуй, и заканчивается. Я бы не стал специально отсекать тех, кто не хочет или боится стрессов и неудач. Возможно последние спутники лишь определенных людей или вообще точка зрения. Можно посмотреть на явление как на «проблему и страдать», а можно как на вызов жизни, который поможет продемонстрировать свои способности себе и другим. Все - точка зрения.
-Да! Это кстати проблема. Некое одновременно противостояние понятий и путаница в них, массмаркет и от-кутюр. Скажем, на наш фестиваль с самого его первого года несут и несут участники-дебютанты...вечерние «шикарные» платья в пол, с корсетами-корсажами, типа это «кутюр». Стало быть, люди тяготеют внутренне к кутюру, получается?...Смешение смыслов и категорий мешает определиться еще на уровне кастинга, как нашим участникам, так и другим такого рода проектам, да?
- Вероятно, надо определиться с целью поиска, а потом в зависимости от нее определяться с методами, сосредоточиться не на том, КОГО искать, а над тем, чтобы это услышали. То есть, упор сделать на рекламу проекта. А несут пусть все! Я ходил постоянно на две русские недели моды: к Александру Шумскому на Russian Fashion Week и к Александру Достману на Неделю моды в Москве. Многие журналисты ругались на низкий уровень дизайнеров у Шумского. С этим можно было бы согласиться, если рассматривать на коротком отрезке времени. Впоследствии оказалось, что Шумский открыл для России множество новых имен и был одной из редких возможностей для старта начинающим дизайнерам. Поэтому не стоит торопиться критично относиться к текущим работам и стараться рассмотреть в них наличие таланта. Для этого как раз обычно и собирается на конкурсах жюри из профессионалов.
- Ну и раз мы заговорили о тех, кто чего-то добивается, кто для тебя - персона в мировой моде? А в российской?
- Я бы не стал вообще никого выделять. Есть удачные коллекции, есть неудачные у одного и того же дизайнера. И есть внутренняя потребность к определенному стилю у человека, который видит это творчество. Сегодня мне нравится классика, а завтра я хочу протестовать. Это значит, что сегодня нравится один дизайнер, а завтра я буду смотреть на его работы и изнывать от скуки. Но сам предмет его работы останется тем же, независимо от моих текущих предпочтений. Не верьте именам - это слишком непостоянная величина.
- Насколько я знаю, уже много лет успешно работает созданная тобой мастерская, где создаются костюмы для театра и кино. Нам, учитывая тему года - кино, и тему фестиваля – пробы, страшно интересно все о твоей работе в этом направлении?
- Недавно мы отшили костюмы для фильма Мата Хари с участием таких актеров, как Ваина Джоканте (фильм «99 франков») Жерар Депардье, Кристофер Ламберт и многих русских актеров. Делали одежду для клипов Biffguyz, Руки вверх, Ксении Собчак, множество спектаклей и сериалов на тв, журналов Cosmopolitan и Rolling Stone, шили одежду для дизайнеров, участвующих в неделях моды. Можно много и долго перечислять имена. Мы работаем, живем этим. Все как везде. Времени не хватает даже выйти из своего офиса и прогуляться пешком до ГУМа за любимыми выборгскими булочками.
- Тема нашего фестиваля, как я уже говорила - пробы. Практически всем нашим участникам дается возможность задать самому себе несколько вопросов: «Если завтра мне дадут редчайшую возможность попасть в кино, то в качестве кого: сценариста, режиссера, актера или художника по костюмам? И какой бы это был фильм?». Эти же вопросы хотелось бы задать и тебе.
- Я бы пошел в качестве режиссера, сценариста, художника постановщика или по костюмам. Мне есть, что сказать миру. Как мне кажется. И это обязательно будет драма.
- Спасибо за интервью, отдельное спасибо, что согласился работать в жюри нашего фестиваля, с нетерпением ждем встречи с тобой в Магнитогорске…
Напомним, фестиваль моды и музыки «Половодье-2016» состоится 16 июля.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter