Защита прав потребителей официально стала государственным делом. Правительство России утвердило Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
По поручению президента РФ Владимира Путина правительство начало работу по развитию национальной системы защиты прав потребителей. В рамках этой деятельности было подписано и распоряжение о Стратегии от 28 августа 2017 года № 1837-р1.
Согласно документу, национальная система защиты прав потребителей займётся юридической поддержкой наиболее уязвимых групп населения (дети, пенсионеры, инвалиды, малоимущие семьи), будет стимулировать рыночную конкуренцию, чтобы у потребителей был больший выбор при более низких ценах.
Также в Стратегию входит создание и координация деятельности общественных объединений потребителей. Они должны помогать потребителям решать вопросы в досудебном порядке. Планируется, что до 2030 года их доля должна составить 50% от общего числа дел.
К слову, в Магнитогорске создавать ничего не требуется: у нас в городе с
1993 года существует Объединение защиты прав потребителей. Сейчас его возглавляет председатель
Владимир Зяблицев. Уже сейчас юристы ведут бесплатные консультации (график
тут), оказывают юридическую помощь потребителям и выступают в их поддержку в судах.
Приоритет в государственной Стратегии отдан важным для здоровья людей сферам: реализации продуктов питания, медицинских услуг, фармацевтических товаров, энергоснабжению, предоставлению коммунальных и туристических услуг. Не обошли вниманием законотворцы и кредитный вопрос.
«В настоящее время наблюдается стремительный рост объемов потребительского кредитования, который привел к закредитованности значительной части населения. В связи с этим требуется реализация комплекса мер, направленных на защиту прав заемщиков, снижение их долговой нагрузки и закредитованности, повышение финансовой грамотности потребителей, систематическое противодействие обманным и недобросовестным практикам, связанным с включением в договоры об оказании финансовых услуг условий, ущемляющих права потребителей»,
– гласит Стратегия.
Новый документ отразил и развитие направление интернет-торговли, приравняв защиты прав потребителей в реальном и виртуальном пространстве. В частности, потребителей нужно защитить от приобретения опасных или некачественных товаров, не соответствующих требованиям, неправомерного сдвигания сроков поставки или вовсе непоставке товара по оплаченному договору, сокрытия информации о покупке и других наиболее распространённых нарушений.
В течение 6 месяцев после принятия Стратегии Роспотребнадзор разработает план мероприятий на федеральном и региональном уровнях.