Мы запускаем серию публикаций магнитогорских студентов об истории города, прозвучавших ранее на Петровских чтениях. В частности, публикуем доклад о том, как город приобрел современный вид. Тема тем актуальнее, что сейчас в Магнитогорске развернута борьба за сохранение исторически сложившегося архитектурного облика. Далее – авторский текст.Год 1955. В советской архитектуре заканчивается эпоха «сталинок» и на смену ей приходит новая – масштабного крупнопанельного строительства. После смерти И. В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось.
В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства» в архитектуре была подвергнута резкой критике. Партия поставила задачу широко внедрять индустриальные методы строительства. На следующий год, 4 ноября 1955 года, было принято постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое одномоментно завершило эпоху советского монументального классицизма. На смену данному архитектурному стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до распада СССР.
Эти перемены не обошли стороной и город Магнитогорск. Уже с 1953 года в периодической печати часто встречаются статьи с такими заголовками: «Крупнопанельное строительство в Магнитогорске», «Больше внимания крупнопанельному строительству» и т. п. Надо сказать, что строительство крупнопанельных домов началось еще в сталинский период, но оно носило экспериментальный характер, массовая же застройка таких домов началась после смерти И. В. Сталина. Несмотря на это, в Магнитогорске еще продолжалось строительство зданий по типу советского монументального классицизма. Так, в газете «Магнитогорский рабочий» периодически публиковали фотографии кварталов по проспекту Металлургов, проспекту Ленина, а также в районе проспекта Пушкина на Левом берегу. Дома в этих кварталах и сейчас отличаются красотой и богато украшенной лепниной. Однако, после вышеуказанного постановления 1955 года, архитектурные проекты постепенно сворачивались и начинали развиваться индустриальные методы строительства и типовое проектирование.
Индустриальные методы строительства подразумевали получение на стройплощадке законченных и готовых деталей с завода, без каких-либо существенных работ после сборки. Это являлось основной целью и принципом сборных крупнопанельных домов. Применение крупноразмерных элементов перекрытий, лестничных площадок, лестничных маршей, сборных фундаментных блоков, сборных железобетонных колонн высотой в два этажа, а также сухой штукатурки давало возможность снизить трудовые затраты почти в два раза, вес конструкций - на 20-22 процента, расход металла – на 25-30 процентов и резко сократить продолжительность отделочных работ. Магнитогорску нужно было быстро застроить «Правобережный город», сделать его основным жилым районом и обеспечить рабочих собственным жильем. А такой тип строительства в полной мере выполнял данную задачу. Если обратиться к цифрам, то в 1954 году на правом берегу проживало 35 процентов населения, а уже к концу 1957 года – свыше 55 процентов всего населения города. Таким образом, примерно с 1957 года правый берег стал основным жилым районом города. Всего в центральной части Правобережного района намечалось построить около одного миллиона квадратных метров жилой площади.
Наряду с проблемой обеспечения граждан жильем, в городе стояла и другая – проблема передвижения с правого берега на левый. К 1953 году существовал всего один мост – «Центральный» переход, но уже в 1954 – 1955 годах начали строить еще 2 моста в южной и северной части города – «Южный» и «Северный» переходы соответственно.
В течение всего исследуемого периода (1953 – 1964гг.) газетой «Магнитогорский рабочий» отмечались быстрые темпы застройки новых жилых кварталов. Население Магнитогорска активно переезжало из временных домов барачного типа в четырехэтажные и пятиэтажные новостройки. Можно примерно представить, какие районы отстраивались в эти годы: площадь народных гуляний по проспекту Карла Маркса и прилегающие к нему здания, улицы Калинина, Ленинградская, Чкалова, Маяковского, Советская, проспекты Ленина, Металлургов, Октябрьская площадь, а также поселки Крылова и Дзержинского. Интересно было узнать старые названия некоторых улиц нашего города. Так, проспект Ленина назывался проспектом Сталина, улица Советская – улицей Сталинградской (их переименовали в 1961 году, когда началась борьба с культом личности Сталина), проспект Карла Маркса был проспектом Ленина, а Ленинградская улица называлась улицей Жданова.
Надо отдать должное всему проекту по застройке «Правобережного города», так как многие магнитогорские рабочие, наконец, получили свои квартиры. Конечно же, строились не только жилые дома. Масштабными были и проекты по застройке культурно-бытовых учреждений. Строились школы, детские сады, клубы для металлургов, техникумы, училища, институты, театры, кинотеатры, магазины, бани и др. Например, только в 1953 году были построены 36 детских садов, 32 детских яслей, 20 школ, два театра – драматический и оперный, 5 кинотеатров, 5 клубов, две библиотеки, десятки магазинов, столовых и мастерских бытового обслуживания, больницы, поликлиники, гостиница на 600 мест, два рынка и др.
Что же касается озеленения города, можно сказать, что как и сейчас, в те времена Магнитогорск страдал от недостатка зеленых насаждений. Городу с крупным промышленным комбинатом необходимы зеленые «легкие» для выделения кислорода и очищения грязного воздуха. Архитекторы того времени понимали эту проблему и пытались обустроить город парками, скверами, а также лесопарком, в котором каждый житель города должен был посадить несколько деревьев и кустарников.
В 1959 году стали применятся новые методы в области градостроения. В частности, было уделено много внимания созданию наиболее рациональной планировки жилого комплекса. В результате поисков наиболее рациональной первичной структурной единицей был признан микрорайон – комплекс жилых и общественных зданий, отграниченных городскими магистралями. Микрорайон имел площадь 20-25 га, в центре его располагались озелененные массивы, в которых размещались школы и детские учреждения. В каждом микрорайоне предусматривались внутриквартальный сад, специальная полоса спортивных площадок, гаражи для личных автомашин, магазины, мастерские и т. д. В Магнитогорске по принципу микрорайона начинали строиться кварталы №№ 63 и 64. В дальнейшем строительство по принципу микрорайона получило широкое распространение.
Также к новым методам в градостроительстве можно отнести и сам тип жилой квартиры. Появляются так называемые «малометражные» квартиры. Малометражные квартиры состояли, в основном, из двух и трех комнат. Жилая площадь двухкомнатной квартиры – 27 квадратных метров, трехкомнатной – 38. Также появились квартиры – «малосемейки» и так называемые дома гостиничного типа. В конце концов, все сводится к тому, что партийное руководство старалось возводить такие дома, чтобы было «дешево и сердито», внедряя индустриальные методы строительства. Тем самым, архитектурные проекты все упрощались и упрощались, строили не на качество, а на количество.
Таким образом, проанализировав градостроительные решения города Магнитогорска в хрущевский период, можно сделать вывод о том, что дешевые, доступные «хрущевки» впервые дали шанс простым людям получить собственное жилье в городе. За это горожанам пришлось заплатить определенной ценой: сейчас их окружает скучный, серый город, сплошь покрытый пятиэтажками. Зато индустриальный! Удручает и такое положение «индустриального» города. Безусловно, в то время это было неким новаторством, но с тех пор в Магнитке не осуществляется никаких шагов к переходу в статус «постиндустриального» города. Утешает лишь проспект Металлургов, по которому приятно прогуляться и в наши дни. И это не удивительно, ведь классика всегда останется в моде, а в данном случае – это советский монументальный классицизм, или, как его еще называют, «сталинский ампир».
Нуримова Турсуной Уктамбаевна,
студент Института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова