Наш город оказался предусмотрительнее Челябинска, который первым решился на реформирование муниципального управления.
Эксперты комитета гражданских инициатив под председательством
Алексея Кудрина (бывший министр финансов России) представили аналитический доклад, посвящённый опыту создания городских округов с внутригородским делением.
В 2014 году были приняты поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые предполагали несколько вариантов формирования муниципальных органов власти. В том числе, в городах, где есть районное деление, предполагалось сформировать районные собрания депутатов, которые вошли бы в городскую Думу.
Челябинск стал пионером в данном вопросе, первым решившись на изменения. По его примеру было предложено перейти на подобное управление и Магнитогорску. Весной 2014 года городские парламентарии после обсуждения данного пункта решили оставить всё, как было – сохранить единое городское управлении и не раздувать бюрократический аппарат.
Категорически против подобных предложений был спикер городского Собрания
Александр Морозов, который не только изучил данный вопрос, но и познакомился с попыткой реализовать проект в Калуге, которая потерпела фиаско. На заседании городского Собрания в мае 2014 года он так высказался по этому поводу:
«Магнитогорское Собрание считает, что увеличение численности депутатов ненужно, неуместно при существующем бюджете, а придание самостоятельности районам чрезмерно. Если поделить бюджет города на несколько районных, денег больше не станет. Свое негативное отношение к этому я неоднократно высказывал на различных встречах, в том числе в Москве. Со мной были солидарны руководители Магадана, Якутска, Улан-Удэ и других небольших городов. По словам главы Калуги, они только в 2005 году ликвидировали деление на районы, которое привело к развалу городского хозяйства».
Спикер также обратился к депутатам Законодательного Собрания области с просьбой принять взвешенное решение. Города области реформы тогда не затронули. Но в Челябинске в качестве эксперимента всё же «районирование» провели.
14 сентября 2014 года на выборах в Советы депутатов районов областного центра распределилось 170 (!) депутатских мандатов вместо прежних 37. При этом электоральная явка была довольно низкой – всего 35 процентов.
Комитет гражданских инициатив подверг критике раздутый административный корпус, который оказался неэффективным. По мнению экспертов, основные городские проблемы продолжают решаться на городском уровне, а сфера деятельности местных парламентариев невелика. И это при том, что на содержание аппарата чиновников тратятся немалые деньги.
«На практике работа местных администраций в основном концентрируется на вопросах благоустройства, а качество работы депутатского корпуса носит неоднозначный характер… перечень ключевых проблем сохраняется на стабильном уровне по сравнению с дореформенной ситуацией, ожидания людей также не изменились к лучшему после введения самостоятельных внутригородских районов»,
– сообщается в докладе.
Эксперты сделали вывод, что основной причиной реформы в Челябинске стало решение региональной власти опередить установки сверху, а итогом – поверхностный характер изменений при значительных затратах ресурсов. При этом был отмечен и позитивный опыт, который заключается в повышении гражданской активности.