Верхнеуральские корни, фронтовая закалка и вечное искусство.  9 апреля 2025 года мир отмечает столетие со дня рождения Эрнста Неизвестного — человека, чьи скульптуры стали голосом целой эпохи. Его называли «бунтарём от искусства», «русским Роденом», а сам он говорил: 
Я леплю не форму, а боль. 
И эта боль — от войны, от борьбы с системой, от вечного поиска истины — навсегда отлита в бронзе его работ.  

История рода Неизвестных могла бы стать сюжетом для эпического романа. Дед скульптора, Моисей Иосифович Неизвестнов, — купец первой гильдии, владелец типографий. В 1905 году он перебрался в Верхнеуральск, где его сын Иосиф (отец Эрнста) окончил реальное училище.  
Отец прошел Гражданскую войну, стал врачом. А я, его сын, сначала хотел быть поэтом... Пока война не переломила меня, 
— вспоминал позднее Эрнст Иосифович.  
Удивительно, но о своих верхнеуральских корнях сам мастер узнал лишь в 1990-е, когда архивные документы обнаружили местные краеведы. Сегодня в Верхнеуральском музее хранятся уникальные свидетельства: письма, фотографии, даже медицинские инструменты Иосифа Неизвестного. А в 2003 году скульптор передал городу несколько своих работ — так появилась первая в России (после Москвы) экспозиция его произведений.  

 Я умер на войне. Всё, что после — подарок
Я умер на войне. Всё, что после — подарок  1945 год. Эрнст Неизвестный, командир взвода, ведёт солдат в атаку под Кенигсбергом. Разрывная пуля пробивает ему грудь навылет. Санитары выносят его с поля боя, но в списках он числится погибшим.  
Очнулся в морге. Медсестра, увидев, что я дышу, закричала: "Этот живой!" Так началась моя вторая жизнь», 
— рассказывал он.  
Эта фронтовая закалка определила его характер. В 1962 году на выставке в Манеже Хрущёв, тыча пальцем в его абстрактные работы, кричит:
 Почему вы искажаете лица советских людей?!
 Неизвестный, едва сдерживаясь, парирует: 
Никита Сергеевич, вы не разбираетесь в искусстве. 
Позже ему грозили урановыми рудниками, но он не отступил.  
«Маски скорби»: как память пробивала себе дорогу  В 1990 году в Магадан прибыл скульптор Эрнст Неизвестный и предложил свои эскизы в рамках строительства «Масок скорби», горисполком согласился.
Это должен быть «треугольник страданий»: Екатеринбург — Воркута — Магадан. Чтобы помнили, 
— настаивал он.  
А «Маски скорби» для Екатеринбурга много лет пролежали в подвалах челябинского музея, и
 в 2017-м году в честь столетия ФСБ при активной инициативе Литейного дома Дубровиных и поддержке Губернатора Свердловской области Маски установлены на 12-м километре московского тракта. 

Сегодня в Верхнеуральском краеведческом музее можно увидеть:  
- Бронзового «Падающего человека» — метафору борьбы и сопротивления.  
- Эскизы к «Древу жизни» — главному символу творчества Неизвестного.  
- Личные вещи, переданные скульптором в 2000-х.  Бронза как кровь: Дубровин и «последний титан»   «Без литейщиков скульптор — как композитор без оркестра», 
— шутил Неизвестный.
 Таковым стал Иван Дубровин, отливший в бронзе «Маски скорби»

Именно уральский литейщик, волшебник вечного металла – бронзы. Он создал в стране тысячу скульптур, памятников и памятных знаков. В числе их  двенадцать – в Магнитогорске. Таким образом – бронза, как кровь истории в наших памятниках та же. Что и в шедевре Эрнста Неизвестного.
Кстати, последняя монументальная работа Эрнста Неизвестного находится тоже на Урале - в Перми.
Это бронзовая фигура организатора «Русских сезонов» в Париже 
Сергея Дягилева, которая сейчас установлена в «дягилевской» гимназии №11. 
Сегодня Дубровин и делегации из Магадана и Екатеринбурга возложили цветы к дому 
№30 на улице 
Физкультурников — отсюда 18-летний Эрнст уходил на фронт.  

 Искусство, которое останется
Искусство, которое останется  И теперь, когда в Верхнеуральске экскурсовод показывает детям бронзового «Падающего человека», кажется, что сам мастер где-то рядом. Ведь его корни — здесь. В этой земле.

Искусство – это всегда риск. Риск быть непонятым, риск быть уничтоженным. Но без риска нет искусства,
- таково истинное кредо Эрнста Неизвестного.
P.S. В статье использованы цитаты из интервью Э. Неизвестного, материалы Верхнеуральского музея и воспоминания современников. 
Фото: из коллекции краеведческого музея в Верхнеуральске.