«Вечёрка» и Объединение городских библиотек полистали страницы газеты «Магнитогорский рабочий» и нашли много интересных моментов.
В 1943 году в марте успевали всё: и поработать, и отдохнуть. Женский день никто не отменял. Ещё 7 марта стахановцы принимают решение дать колоссальное количество железа и чугуна (а ведь у станков были женщины и дети!),
а 8 марта организуется концерт в честь представительниц прекрасного пола.
Не забывали и о театральных постановках. В драматическом театре в марте 1943 года готовится к премьере спектакль «Осада Лейдена» о битве в Нидерландах во время англо-испанской войны в 16-м веке. Давняя история понятна и близка зрителю, потому что объединяет их война.
Актёры театра работали, как и все, на износ. Зрители должны были забыть обо всём, глядя на их игру.
«Одухотворённо играет весельчака Ламме артист А. Ф. Бунин. Послушайте только его монолог у виселицы, и он предстанет перед вами весь, этот шутник и балагур с сердцем непреклонного воина. В его игре нет и тени наигрыша. Великолепно он проводит сцену гибели Тиля Уленшпигеля. Полные слёз глаза и слова, нежные, как колыбельная песня, передают глубокую скорбь и горечь невосполнимой утраты»,
– пишет Людмила Татьяничева в газете «Магнитогорский рабочий» от 7 марта 1943 года.
13 марта и вовсе запланирован большой танцОвальный вечер. И ходили горожане, не отмахивались, что устали.
А вот как магнитогорцам сообщают о смерти Сергея Рахманинова. Заметим, что о нём говорят, как о выдающемся русском композиторе и скорбят об утрате, несмотря на то, что жил он уже за рубежом.
В марте 1943 года Магнитогорску очень не хватало различных специалистов. Больше всего нуждались в грамотных счетоводах и бухгалтерах. На этой же полосе размещено объявление о похищении лошади. Представьте, какой огромной была эта потеря во время Великой Отечественной войны.
Когда мы перебирали архив газеты, наткнулись на одну небольшую заметку от 14 марта. Всего несколько строк, от которых сжалось сердце:
«Коллектив детского сада № 5 активно участвует во всех мероприятиях, проводимых для усиления помощи фронту… Мы все сотрудники детского сада вносим для этой цели полный месячный заработок. Уже перечислено в Госбанк 3000 рублей».
Полуголодными остались в этом месяце семьи работниц детского сада. Такая практика была постоянной: горожане отдавали часть своего заработка на фронт, лишь бы выстояли, прогнали с нашей земли врага. Но вероятно, как горько они плакали дома, бесконечно латая свою одежду и деля один кусок хлеба на всех.
Фронтовики знали, какой ценой достаётся их обмундирование, поэтому в свободные минуты писали ответные письма в родные города, благодарили земляков и рассказывали последние сводки с фронта.
«Уходя в ряды Красной Армии, – пишет И. Тарасов, – я дал вам, товарищи-магнитогорцы, клятву честно выполнять долг красного воина. Я не нарушил эту святую клятву. За боевые успехи под Сталинградом я в числе других получил правительственную награду».
А вот письмо бывшего сталевара Алексея Грязнова (чьим именем названа городская улица):
Домой он так и не вернулся, погиб в Эстонии в 1944 году, во время высадки десанта. В нашем городе ему установлен бюст, а на балтийской земле есть плита, где также высечено его имя.
Хорошие новости с фронта давали силы магнитогорцам работать по 16-18 часов в сутки да ещё и перевыполнять нормы. Стахановская работа была обычным явлением. В газетах сообщали лишь о о досрочном выполнении неподъёмного плана.
«Горняки Магнитогорского рудника досрочно выполнили мартовскую программу, коллектив ново-механического цеха даёт продукцию уже сверхквартального плана, набирают темпы сталеплавильщики и коксовики. Честь и слава передовикам! Ещё выше знамя социалистического соревнования! Ещё сильнее помощь фронту!»,
– пишет «Магнитогорский рабочий» 30 марта 1943 года.