Сегодня во всех странах бывшего СССР вспоминают самую трагическую дату в нашей общей истории.Согласно астрономическому календарю, 22 июня – день летнего солнцестояния, самый длинный день в году. И поэтому Гитлер в 1941 году принял решение напасть на Советский Союз именно в этот день.
В три часа ночи немецкие самолёты вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Ровно в 04:00 советскими военными принято решение дать отпор иностранным самолётам. Через 20 минут немцы перешли в наступление. Но ещё было неясно, провокация это или начало войны. На тот момент о нападении знало только руководство страны и жители пограничных территорий, первыми встретившие врага.
Как позже сообщил народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, германский посол в Москве Шуленбург сделал заявление от имени своего правительства об объявлении войны только в 05.30.
После этого было сделано множество важных звонков по всей территории Советского Союза. Одному из первых позвонили директору Магнитогорского металлургического комбината Григорию Ивановичу Носову. По словам Ирины Кожевниковой, дочери главного прокатчика ММК Валентина Петровича Кожевникова, 22 июня, в день нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, завод досрочно закончил выполнение полугодового плана по всему циклу.
Директор комбината собрал совещание с руководителями подразделений, чтобы обсудить переход предприятия на выпуск военной продукции. К тому же сразу стало ясно, что производство с территории Украины и Белоруссии нужно будет эвакуировать на Урал, в том числе в Магнитогорск.
Уже в первые часы появилась информация об эвакуации в Магнитку броневого стана. Ирина Кожевникова сообщает, что ещё до прибытия стана, Николай Андреевич Рыженко, заместитель главного механика комбината, предложил начать катать броневой лист на новом блюминге №3 и взял этот вопрос под личную ответственность.
Пока руководство комбината обсуждало работу предприятия в условиях войны, простые магнитогорцы не знали о том, что их жизнь изменилась раз и навсегда. Начиналось обычное утро, и в то время, когда немецкие самолёты уже бомбили Брест, наши земляки собирались на работу.
Главным источником информации в 1941 году было радио. Радиоприёмники были распространённым явлением в домах горожан, кроме того, на столбах находились громкоговорители. Среди домашних приёмников были «тарелки», настроенные лишь на одну волну,
и аппараты, которые предполагали настройку.
В 12.15 по московскому времени (в Магнитогорске было уже 14.15) по радио выступил Вячеслав Молотов. Именно в этой речи прозвучали слова, ставшие широко известными: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
В Магнитогорском краеведческом музее рассказывают, что уже через пару дней после начала войны домашние радиоприёмники начали изымать. В домах горожан остались только «тарелки». Изъятие объяснялось тем, что на некоторых радиоволнах может появиться дезинформация. Немцы действительно пытались вести с Советским Союзом информационную войну, распространяя данные о поражениях и подписании мира.
Объявлялось, что радиоприёмники сдаются только на время на хранение, и позже будут возвращены горожанам. Однако большинство из них так и не вернулось к владельцам. Директор краеведческого музея Александр Иванов рассказал нам, что найти довоенный радиоприёмник очень сложно. Но в фондах музея такой нашёлся.
Были и те, кто прятал радиоприёмник, а по ночам настраивался на разные волны, в том числе иностранные. Однако за это предусматривалась уголовная ответственность.
В этот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена всеобщая мобилизация с 23 июня. Но военкоматы наполнялись ещё 22 июня добровольцами.
Мужчин призывали к оружию, к станкам вместо них должны были встать женщины и подростки. Опустевшие рабочие места занимали и эвакуированные. Немало было и детей, переехавших тогда в наш город. Многие из них остались в Магнитке и после войны.
По мнению историка А.В. Рубина, Магнитогорск на Южном Урале занимал третье место по объёму эвакуированных детей в возрасте до шестнадцати лет из мест военных действий. Городами, принявшими наибольшее число таких детей во втором полугодии 1941 года в сравнении с первым, стали Челябинск – 13 228 (увеличение в шесть раз), Магнитогорск – 8 602 (в 37 раз), Чкалов – 17 308 (в 38,6 раза). Население Магнитогорска в период с января 1941 года по ноябрь 1941 год увеличилось с 159 891 до 183 678 человек.
Их нужно было куда-то расселить, что стало серьёзной проблемой для Магнитки, которая только начинала жилищное строительство. Ещё далеко не все магнитогорцы переехали из бараков. Переселенцы и уже «коренные» жители Магнитки ютились, как могли.
На тот момент советские граждане были уверены: война не затянется долго. Никто и подумать не мог, что она будет длиться почти 4 года.