«Вечёрка» узнала, почему у Магнитки есть все шансы стать кузницей кадров для Байконура.
Космонавтика возвращается в нашу жизнь. Через тернии забвения мы вновь прорываемся к свету звёзд. В кинотеатрах один за другим идут фильмы о подвигах отечественных космонавтов. Кстати, сейчас идёт захватывающий фильм «Салют-7». Тема космоса активно продвигается в соцсетях.
Вопросы по астрономии уже вошли в ЕГЭ, а школам предложили внести предмет в своё расписание за счёт урезания иностранного языка. С
2018 года она станет обязательной во всех школах страны.
В Магнитке ввели преподавание астрономии в этом году 8 школ города. В
школе № 13 имени Гагарина решили вопрос без ущерба для учебного процесса. Здесь астрономия вернулась как королева наук, ведь школа-то космическая! Учителя и школьники никогда про космонавтику не забывали.
Инициатором возвращения предмета стала директор школы
Людмила Фёдоровна Сухова. Она предложила заменить элективный курс физики у 11-классников астрономией. В мае этот вопрос обсудили с педагогами и родителями. Ни одного противника нового предмета не нашлось: все, как один, были рады возвращению интересных и полезных уроков.
«Школа у нас обычная, не элитная – мы принимаем всех учеников. Наши педагоги стараются, чтобы выйдя из стен нашего учреждения, выпускники не сказали, что мы им что-то не дали. У нас в коллективе есть замечательный учитель физики Светлана Альфредовна Иванова, раньше она преподавала астрономию. Как и я, она горит своей работой, и дети любят её уроки. Если многие школы столкнулись с проблемой нехватки кадров, у нас есть, кому преподавать астрономию»,
– рассказала директор школы № 13
Людмила Сухова.
Никто не верил, но все ждалиУчитель физики и астрономии Светлана Альфредовна пришла в школу № 13 в 1996 году. Она вспоминает, что в 2005 году астрономия неожиданно исчезла из школьного курса. Предмет пропал, а интерес у детей нет. Ведь стоит только голову поднять – и возникает миллион вопросов. А когда астрономии нет – на вопросы ответить некому.
«По моему мнению, астрономия – это философская наука. В конце 11 класса мы заканчиваем изучать физику элементарных частиц, и ребёнок понимает безграничность этого микромира, что человек не совершенен и не царь природы. Остаётся незавершённость в картине мира, поэтому астрономия должна была когда-нибудь вернуться. Когда мы заканчиваем астрономию и физику одновременно в 11 классе, ребёнок понимает своё местоположение в мире»,
– рассказывает
Светлана Иванова.
Она бережно хранила все материалы, собранные народным учителем РФ, преподавателем физики Виктором Петровичем Ларионовым. Сотни выпускников в 1990-е и 2000-е годы пользовались советскими телескопами и подвижными картами. А летом Светлана Альфредовна вместе с детьми выезжала за город, чтобы увидеть звёздное небо без городских огней.
Чтобы вновь, как и прежде, преподавать астрономию, учителю пришлось проходить дистанционные курсы: за это время исследование неба продвинулось вперёд.
Учебники уже закуплены и розданы ученикам. Скоро придут новые подвижные карты. Все расходы по внедрению астрономии оплатили из школьного бюджета.А телескопы было принято решение не покупать. Советские вполне справляются со своей ролью и ещё фору дадут современным.
«Мы долго ждали, хранили всё. У нас подвижные карты выглядят, как музейная редкость. Но мы ими всё равно пользуемся. Мне не раз говорили: зачем тебе всё это старьё? Выброси. А я перекладывала каждый раз. И не зря!»
– делится
Светлана Альфредовна.
Кстати, учитель астрономии отметил, что новые учебники ничуть не уступают советским, а в некоторых местах даже лучше. Кроме теории, здесь есть и практика – ученики решают задачи, как в физике. А в конце книги есть интересный параграф о возможности инопланетной жизни.
И сами ребята, как будто только и ждали возвращения астрономии. Хотя ни один из них не планирует связать свою жизнь с космосом, все дружно говорят: астрономия им нужна. Даже хотя бы для общего развития.
«Это один из самых интересных предметов. Наш учитель хорошо объясняет. Мне в будущей профессии астрономия не пригодится, но я считаю, что знать её нужно»,
– поделилась ученица 11 класса
Анжели Шейкх.
Космическая школа дала стране двух исследователей!В курс обучения астрономии в школе № 13 входит и посещение школьного музея. За его 40-летнюю историю было накоплено множество экспонатов, в том числе с Байконура, где удалось побывать ученикам 13-й школы. Несколько лет за стеклом лежало космическое питание. А год назад при ремонте дети добрались до заветных тюбиков и съели и первое, и второе, и компот.
Но заведующая музеем
Надежда Алёшина на них не в обиде: у космического питания есть срок годности, поэтому лучше успеть попробовать его, чем законсервировать на полке. Получился своеобразный музейный интерактив.
Школьники начинают посещать музей с первого класса. Для каждого возраста – своя экскурсия. А ко Дню космонавтики в этом году прошёл конкурс летательных аппаратов: ученики начальной школы конструировали планеры, модели космических кораблей, лепили астероиды.
Ребята постарше пишут настоящие исследовательские работы. Одна из них и стала путёвкой на Байконур в
2013 году. Серьёзной поддержкой будущим учёным стали ежегодные Гагаринские чтения в апреле. В гости к подросткам приезжает выпускник школы, профессор космической медицины
Иван Васильевич Иванов.
Он привозит в родную школу новые экспонаты, газеты, книги. Дети имеют возможность узнать из первых уст о космонавтике. Стоит ли говорить, что Иван Васильевич когда-то сам был очарован наукой о звёздах, а теперь вдохновляет детей на изучение космоса. И это уже даёт свои плоды!
Молодой выпускник школы
Валентин Ковальчук сейчас обучается в ЮУрГУ, а магистратуру он продолжит в Москве и собирается связать свою жизнь с конструированием космических аппаратов!
Всё новое – это хорошо забытое староеАстрономию в России преподавали ещё до революции. Она входила в учебную программу мужских и женских гимназий, реальных училищ, кадетских корпусов.
Советская Россия поначалу астрономию не изучала. Гораздо важнее был ликбез – основное население страны не только звёздах не знало, но даже письмом не владело.
В
1932 году наука о космосе вернулась в школы. Небо изучали через телескопы. Спустя 30 лет, в 1961 году Сергей Королёв и Юрий Гагарин совершили прорыв не только в науке, но и сознании людей. Интерес к изучению космоса взлетел на небывалую высоту. Каждый мальчик, а после Валентины Терешковой и каждая девочка, мечтали стать космонавтами.
Изучение космоса стало продвигаться семимильными шагами. Естественно, что школьный предмет, обогатившись новыми фактами, тоже претерпевал изменения.
Школы и классы стали получать имена космонавтов. В
1972 году магнитогорская школа № 13 получила имя первого космонавта Юрия Гагарина.
Как педагоги, так и ученики гордились своим новым именем. Именно тогда школьный музей стал собирать артефакты, связанные с космосом.
Уже в
1991 году астрономия перестала быть базовым предметом, а в 2000-х была постепенно вытеснена из школьной программы.
Одна небольшая глава в учебниках была оставлена на астрономию. Дети знакомились с космосом только шапочно, и едва успевали узнать, что Земля вращается вокруг Солнца. А некоторые и этого не знали.
Согласно опросам ВЦИОМ, в 2007 году 29% россиян считали, что Солнце вращается вокруг Земли, спустя 4 года уже 33% россиян придерживались такого мнения.
Наверное, такие показатели недостойны страны, всегда являвшейся лидером космической отрасли. В этой ситуации возвращение астрономии в школу выглядит более, чем логичным решением.
В эпоху Советского Союза Магнитка дала стране космонавта Павла Поповича. Впишут ли снова золотыми буквами имена жителей Магнитогорска в историю космонавтики? Думаем, у нас есть все шансы.