Уникальный лимонарий под Магниткой продали за бесценок. Мы побеседовали с настоящим владельцем теплицы.Пару дней назад появилась информация, что продан «Магнитогорский лимонарий», сотрудники которого ещё недавно рассказывали, как удалось спасти экзотический сад посреди уральской зимы.
«Вечёрка» побывала в лимонарии в последние дни работы, пообщалась с нынешним владельцем райского места и узнала, почему простые работники плачут после закрытия оранжереи, а бизнесменам часто не было дела до его будущего.
Непростая судьба магнитогорского лимонарияОн появился в 1999 году на базе бывших теплиц подсобного хозяйства Магнитогорского калибровочного завода и вошёл в структуру совхоза «Наровчатское». Инициатива создания оранжерейного комплекса принадлежит тогдашнему главе Агаповского района Александру Домбаеву и группе предпринимателей, поддержавших проект. Тогда он отапливался из муниципальной котельной – проблем с обогревом не возникало.
Сотрудники-старожилы вспоминают, как в один год из теплиц вдруг пропали огурцы-помидоры и появились первые слабые ростки будущих цитрусовых. Местные агрономы и садовники изучали особенности работы с ними по книгам, относились трепетно к каждому деревцу, новый листик был очередной победой.
Несколько сортов лимонов, мандаринов, гранат и агава стали визитной карточкой лимонария.
Через пять лет совхоз прекратил своё существование и лимонарий попал в частные руки. Ни один из сотрудников не может вспомнить всех владельцев оранжерейного комплекса: они менялись раз в 9-12 месяцев. Лимонарий оказался для южноуральских бизнесменов экзотикой во всех смыслах этого слова: они просто не знали, что с ним делать. Больших мгновенных прибылей предприятие не давало, а разбираться в агрономических тонкостях никто не хотел.
Переломным стал 2009 год. Лимонарий, который уже тогда отапливался от собственной котельной и покупного газа, оказался не в состоянии оплатить топливо. Сотрудники понимали: цитрусовым деревьям не пережить и одного дня без тепла.
«Мы тогда срезали черенки и ездили продавать их на рынок, чтобы спасти хоть часть лимонария. Наш агроном Венера Рафаиловна Маркварт била во все колокола, обращалась к местным властям, губернатору. Домбаев нас тогда не услышал, нам помог губернатор Пётр Сумин. В Челябинске как раз проводилось совещание, на котором присутствовал глава Агаповского района. Если бы не Венера Рафаиловна, лимонарий бы уже умер»,
– рассказывает садовник лимонария
Мадина Галямеева.
Губернатор поручил оперативно включить отопление. Однако ущерб оранжерейному комплексу был уже нанесён.
«Мы приехали с рынка и увидели, что деревья замёрзли. Так боялись, что после включения отопления они не проснутся. Радовались каждой почке! Только три месяца пришлось расчищать лимонарий, убирать погибшие ростки. Первые дни мы были здесь круглосуточно»,
– вспоминает Мадина Исламовна.
Большие планы одного человекаТогда предприятие удалось спасти, однако ещё 6 лет лимонарий был на грани выживания. Особенно удручало состояние самих теплиц: стеклянные панели падали почти на головы посетителей, а из-за многочисленных щелей тепло в комплексе не задерживалось. После очередной зимы работники вздыхали с облечением: ещё одна смертельная схватка выиграна.
А потом, казалось, всё наладилось. Этот счастливый день в истории лимонария на устах у всех сотрудников: 4 апреля 2015 года. Тогда его купил директор научно-производственного объединения «Сады России» Владимир Степанов.
Научно-производственное объединение «Сады России», созданное им, стало одним из самых успешных сельскохозяйственных предприятий в стране. Будучи энтузиастом своего дела, он сразу увидел в магнитогорском лимонарии потенциал.
И первой возможностью, что не рассмотрели предыдущие владельцы, стала рассылка зип-пакетов с черенками по всему миру. Магнитогорские лимоны выросли в садах и на подоконниках по всей стране и за рубежом. Лимонарий получил славу и на различных конкурсах и сельскохозяйственных выставках.
Райский сад Магнитки стал обязательным пунктом для посещения иностранных туристов и гостей нашего города. Да и сами магнитогорцы любили проводить там время, вдыхая ароматы экзотических цветов и дегустируя лимоны. В последние годы Магнитогорск славился двумя их сортами: «Ташкентский», что поменьше, и «Юбилейный» покрупнее.
«Владимир Васильевич поменял горелки на котлах, начал заменять кровлю со стекла на поликарбонат. У него были большие планы по разведению пеларгонии королевской, расширению оранжереи и созданию плодопитомника с яблонями. Он хотел построить здесь розарий»,
– рассказывает бухгалтер-кассир предприятия.
Но 13 ноября 2016 года Владимир Степанов скоропостижно скончался на 63-м году жизни. Его смерть стала настоящим ударом для созданного им объединения.
Вместо лимонария «огурцарий»?
Дочь Дарья Владимировна, вступившая в наследство, планов отца не поддержала. Её супруг, Дмитрий Воронков, взявший управление в свои руки, посчитал магнитогорскую оранжерею убыточной и выставил на продажу.
Лимонарий был продан 17 августа. По слухам, цена его составила 5 миллионов рублей. Для самого крупного лимонария в стране это сущие копейки, тем более, что ни одно дерево «Сады России» не собираются забирать: взрослые растения не перенесут дороги.
Для Воронковых оказалось проще построить новый лимонарий под Челябинском, чем ремонтировать убыточный магнитогорский: в деревне Шибаново у объединения уже есть огромная база с необходимым оборудованием. Полки магнитогорского предприятия уже начинают пустеть: сегодня «Сады России» должны вывезти последнее имущество.
Вместе с вещами и оборудованием из лимонария уедут и живые обитатели: китайские шёлковые куры, павлины, черепахи и рыбки.
Для сотрудников новость о продаже была как снег на голову. Они узнали обо всём в день совершения сделки, 17 августа. Сразу стало известно имя нового владельца – агаповского фермера Газизы Ансагановны Омаровой.
Среди сотрудников распространилась информация, что владелице цитрусовые неинтересны, поэтому на отопление она тратиться не собирается, а весной на расчищенной от мёртвых деревьев земле высадит любимые огурцы и помидоры, которые первоначально и росли в этой теплице.
Всех сотрудников уволили и принимать на работу к новому владельцу не спешат. Работники не могут сдержать слёз: 18 лет их борьбы за райский сад на Южном Урале напрасны, а деревья, выращенные с любовью, обречены на мучительную смерть.
«У меня сердце болит за лимонарий! Я работала сначала на тепличном комбинате, меня направляли сюда на высадку первых деревьев. Я знаю здесь каждое растение, так привыкла к ним. Поеду в Шибаново, продолжу работу в «Садах России». Хотя мне уже 67 лет, но я не могу представить себя без этой работы»,
– рассказывает садовник
Мадина Галямееева.
«Мы готовы приходить сюда и поливать деревья без оплаты. Нам жалко не себя, а многолетний труд и нашу уральскую красоту, экзотику посреди Урала»,
– заявила заместитель директора
Валентина Михайлова.
«Вечёрке» удалось связаться с Газизой Ансагановной. Бизнес-вумен сразу нам сообщила, что даст полноценный комментарий только через неделю:
«Пока я сказать ничего не могу. Мы подпишем акт приёма-передачи, я поговорю с каждым работником. Мне нужно время, чтобы во всём разобраться. Кто вам сказал, что я собираюсь выращивать там огурцы-помидоры?»
Также
Газиза Омарова пояснила, что теплица находится в аварийном состоянии и убыточна. На вопрос, как распорядиться ей и находящимися в ней деревьями, она не готова ответить, но сказала, что понимает уникальность этого места.
Интернет-журнал «Вечерний Магнитогорск» следит за судьбой лимонария.