Мы узнали, почему магнитогорские куры и молоко в федеральных сетях дешевле.В Магнитогорске стартовал проект «Честная цена», призванный усовершенствовать рынок продовольственных товаров.
Сначала были хлебопеки…Впервые об этом проекте партии «Единая Россия» заговорили в 2016 году. Тогда был принято федеральный закон № 273, касающийся договоров поставки. Поводом послужило обращение хлебопеков, пожаловавшихся, что торговые сети скупали их продукцию за бесценок, а в магазинах взвинчивали цены в три раза.
Новый закон снизил размер премии (ретро-бонус), которые поставщики выплачивали торговым сетям с 10% до 5%. Эта премия выплачивается за услуги по подготовке товаров к продаже и их продвижение. Также были сокращены сроки оплаты по договорам поставки.
Эти меры должны были защитить интересы производителей. Закон вступил в силу с 15 июля 2016 года. Договоры необходимо было перезаключить в связи с новыми условиями.
Активисты партии провели проверку выполнения закона в 76 регионах. В результате мониторинга выяснилось, что крупные торговые компании принуждали производителей перезаключать контракты до вступления в силу закона на выгодных для себя условиях. Кроме того, федеральные сети, которые по закону не должны занимать 25% рынка, стали в ряде регионов выходить за положенные рамки.
Так родился проект «Честная цена». В его рамках планируется проведение мониторинга цен в магазинах и налаживание диалога между поставщиками и продавцами. Основная цель – сформировать адекватные цены на качественные товары местных производителей.
Магнитогорск предлагает
Сегодня в общественно-политическом центре прошёл круглый стол с участием активистов ЕР, местных производителей и представителя торговой сети, правда одной, хотя приглашены были все.
Инициатором встречи стал депутат Госдумы Виталий Бахметьев. Он попросил земляков внести предложения по дальнейшему развитию проекта или даже выдвинуть законодательную инициативу.
В Магнитогорске соотношение торговых площадей к населению города превышен на 88%. Немалую долю из них занимают федеральные сети. Как мы недавно выяснили, местная продукция в них представлена на 30%, а то и ниже. Всё остальное везут к нам издалека.
Поэтому в первую очередь, политики решили услышать мнение магнитогорских производителей. Помог ли им новый закон? Представитель компании «Ситно» сообщил, что положительных результатов нормативный акт им не принёс. Приобретя преимущество, им пришлось снизить закупочную цену. Федеральные сети по-прежнему диктуют свои правила.
Что интересно, при том, что у «Ситно» есть и своя сеть, «федералы» делают цены ниже, чем у производителя. Экономисты компании утверждают, что при одних и тех же принципах ценообразования сетям удаётся снизить стоимость за счёт большого объёма реализуемых товаров. «Они просто губят нашу сеть», – сетуют в «Ситно». Схожая ситуация и с молоком магнитогорского производства.
Но если у крупных компаний ещё есть шансы хотя бы в таких условиях представить на полках «федералов» свою продукцию, у мелких и средних предприятий доступа туда нет совсем. Во-первых, руководство сетей, которое принимает решение о заключении договора, находится не в Магнитогорске и даже не в Челябинске. Во-вторых, у сетевиков жёсткие требования по объёму продукции, возрасту производителя и другим параметрам. Крупным магазинам невыгодно заключать договоры с мелкими поставщиками, а тем в свою очередь, некуда сбывать свой товар.
Магнитогорцы передали Виталию Бахметьеву просьбу установить квоту присутствия на полках магазинов местных товаров, а также организовать союзы фермеров, которые смогли бы отстаивать свои права при сбыте продукции.
Также поступило предложение «воскресить» законопроект по указанию на ценниках розничной, оптовой и цены производителя, чтобы показать «накрутку» магазина. Законопроект был предложен в 2014 году и отклонён Госдумой РФ.