Стоит или не стоит отдавать свое чадо в детские сад? О том, какими критериями надо руководствоваться, принимая решение, рассказывает психолог городского Центра социальной помощи семье и детям Дарья Соловьева. Лето - это любимая и долгожданная пора как детей, так и взрослых. Лето приносит с собой множество радостных событий и новых впечатлений. Но, вместе с тем, для родителей детей двух-трех лет это еще и пора серьезного выбора, так как именно летом многих детей младшего возраста впервые приглашают посетить детское дошкольное учреждение. Перед родителями встает нелегкий выбор – отдавать или не отдавать ребенка в детский сад. Какие плюсы и минусы повлечет это непростое решение?
В современном обществе не существует однозначного ответа на такие важные вопросы, как возраст ребенка, оптимальный для начала посещения детского дошкольного учреждения и приоритетность посещения детского сада перед домашним обучением.
Как правило, ребенка впервые приглашают в детский сад в возрасте от полутора до трех лет. Однако психологи считают наиболее благоприятным для начала посещения детского сада возраст, когда у ребенка появляется внутренняя потребность в общении с другими детьми. Такой период обычно приближен к трем годам, до этого времени ребенку вполне хватает общения с родителями и другими близкими людьми. Неспроста наше государство позволяет находиться женщине в декретном отпуске с ребенком именно до трех лет. Но этот возраст неоднозначен и зависит от индивидуальных особенностей малыша, а также от наличия возможностей у родителей развивать и содержать ребенка в семье до наступления школьного возраста.
Что касается выбора между домашним воспитанием или воспитанием в детском саду, то тут не умолкают споры между приверженцами одной и другой форм воспитания. Давайте рассмотрим все доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», которые необходимо учитывать при окончательном принятии решения в пользу домашнего воспитания или детского сада.
Доводы «ЗА» детский сад:1. Пожалуй, самое главное преимущество детского сада – это возможность постоянного общения ребенка с другими детьми. Ребенок учится выстраивать отношения с ровесниками, познает навыки взаимодействия, учится договариваться.
2. Всестороннее развитие ребенка. Далеко не в каждой семье существует возможность создать полноценные условия для развивающих игр, спортивных и творческих занятий с детьми дошкольного возраста. В детском саду есть все необходимое для продуктивного выхода эмоций ребенка, поддержки его активности.
3. Развитие детской самостоятельности, навыков самообслуживания. Отсутствие постоянной опеки со стороны родителей стимулирует ребенка к самостоятельности, они быстрее и легче овладевают навыками самообслуживания.
4. Приучение к режиму дня. Посещая детский сад, ребенок будет вынужден жить в определенном режиме, оптимальном для его возраста. Его деятельность будет ежедневно спланирована и распределена согласно возрастным нормам развития.
5. Ребенок, прошедший своевременно адаптацию в детском саду, будет более подготовлен к поступлению в школу как в плане умения общаться с окружающими, так и в отношении здоровья – к школьным годам у него уже сформируется иммунитет ко многим детским болезням, перенесенным ранее.
Посещение ребенком детского сада дает ряд преимуществ и для самих родителей. Самые очевидные:
6. С поступлением в детский сад у мамы малыша появляется гораздо больше свободного времени, которое она может потратить на работу, уход за младшими детьми, или просто заняться какими-то важными для себя и семьи делами.
7. Родители, не всегда компетентные в решении детских проблем, имеют постоянную возможность проконсультироваться с педагогами и специалистами детского сада в возникающих вопросах воспитания и развития ребенка.
Доводы «ПРОТИВ» детского сада:1. Одно из распространённых негативных последствий посещения детского сада – это частые болезни ребенка, постоянные проблемы со здоровьем. Каждый ребенок, поступивший в дошкольное учреждение, переживает период привыкания к нему с разной степенью тяжести для собственного самочувствия. Если болезни не переходят в разряд хронических, то не стоит прекращать посещение детского сада, так как детский организм таким образом привыкает и адаптируется к новым для себя условиям.
2. Родители часто в период адаптации наблюдают негативные изменения в поведении ребенка – тревожность, плаксивость, повышенная возбудимость, агрессия. Немногие родители готовы к подобным проявлениям и стараются всячески их избежать, позволяя ребенку оставаться дома и не ходить в детский сад. Таким образом, они только растягивают адаптацию ребенка, тот же, в свою очередь, понимает, что может манипулировать родителями с помощью криков и капризов.
3. Многие родители переживают, что ребенок может попасть к «плохому воспитателю» или в «плохой детский сад», где ему не будет уделяться должного внимания, либо условия учреждения не будут соответствовать требованиям родителей. Поэтому, перед тем как поставить ребенка на очередь в детский сад, лучше заранее узнать об этом учреждении как можно больше информации – почитать отзывы в интернете, спросить мнение других родителей, погулять на территории возле садика, ознакомиться с условиями в дошкольном учреждении.
4. Большинство родителей пугает «плохой пример», подаваемый другими детьми, когда их ребенок может начать подражать негативному поведению сверстников – говорить недопустимые для его возраста слова, обманывать, проявлять агрессию. Родители должны с любовью и терпением относится к подобным действиям ребенка и собственным положительным примером учить его взаимодействовать с окружающими.
5. Отдавая ребенка в детский сад, родители теряют возможность постоянного контроля над ребенком – они больше не могут круглосуточно присутствовать в жизни ребенка, отслеживать его круг общения, поведение, планировать рацион питания. Часто родители сами не готовы отпустить своего малыша далеко от себя, и ребенок, чувствуя тревогу родителей, начинает противиться походам в детский сад.
6. В современном мире многие семьи испытывают материальные трудности и, в силу невозможности регулярно оплачивать работу детского сада, выбирают домашнее воспитание. Такой вариант оказывается предпочтительнее, если есть возможность малышу оставаться дома вместе с родителями либо другими членами семьи.
В наше время существует достаточно много семей, где родители, в силу своих убеждений, сознательно не отдают ребенка в детский сад, хотя имеют для этого все возможности. Такие родители уверены, что смогут самостоятельно подготовить ребенка к школе, а общение в детском саду можно заменить общением с детьми во дворе, кружках и развивающих центрах. Приходя к решению в пользу выбора домашнего воспитания, родители должны объективно оценить свои силы и возможности в создании всех необходимых условий для полноценного развития своего чада. Для тех же родителей, которые понимают, что не смогут самостоятельно создать ребенку условия, максимально приближенные к возможностям дошкольного учреждения, наиболее приемлемым выбором был и остаётся детский сад. Как бы то ни было, отдавать или нет ребенка в детский сад – это серьезный и ответственный выбор родителей, от которого во многом зависит будущее малыша и успешность в разных сферах его дальнейшей жизни.