Всемирный день защиты прав потребителей сегодня для Гимназии № 53 оказался по-настоящему народным и ответственным. В стенах учебного заведения состоялся ежегодный городской конкурс по «Основам потребительских знаний» на переходящий кубок Магнитогорского городского Собрания депутатов. За звание лучших знатоков в области прав потребителей соревновались команды учеников из семи школ (по три человека в каждой команде).
Весьма показательно, что в экспертном жюри были представители, напрямую связанные с вопросами потребительского права: председатель МГСД Александр Морозов, председатель ОЗПП (Объединение защиты прав потребителей) Владимир Зяблицев, начальник управления образования Александр Хохлов (образование, как известно, тоже сфера потребления и имеет свой регламент), практикующий юрист и преподаватель права в магнитогорском филиале РАНХиГС Авак Зурначан.
Борьба среди молодых правоведов развернулась по-настоящему горячая.
Первый тур и 10 вопросов, верный ответ на которые давал пропуск во вторую часть конкурса. Ведущий зачитывал текст, на табло можно было прочитать дубль, и только несколько минут давалась на то, чтобы командными усилиями ответить точно и чётко, как написано в законе.
-
Признаемся честно, что результат даже превзошел ожидания, – делятся впечатлениями юные представительницы школы № 60 вместе со своим педагогом Боевой Татьяной Владимировной, -
Подготовиться действительно было тяжело. Одной логики здесь недостаточно, нужно ещё и отлично законы знать. Тяжелее всего было ответить на самый первый вопрос…Пока жюри подсчитывает балы по первой части конкурса, на сцене выступают местные коллективы, но настоящее напряжение в этот момент возникает среди участников: всего 4 команды выйдут в финальный поединок. То, что для зрителей может показаться обычным делом, для конкурсантов в этот момент - вопрос немалого нервного напряжения. Представитель жюри озвучивает команды, которым посчастливилось продолжать борьбу, и среди них, конечно, оказывается школа № 1. Как выяснится позднее – эта школа вот уже несколько лет подряд подтверждает звание лучшей.
Вторая часть конкурсной программы заключалась в необходимости дать развернутый комментарий к заданной ситуации, также необходимо было помочь потребителю в рамках заданной проблемы конкретными советами. Стоит ли говорить, что каждая команда давала достойные ответы? И хотя в итоге первое место и кубок достались школе № 1 (кажется, это никого не удивило), самые запоминающиеся ответы принадлежали представителям школы № 54. На каждый грамотный с удачными вставками ответ, можно было заметить, как один из членов жюри Авак Зурначан улыбается и одобрительно качает головой: замечания действительно отличались достойными попаданиями, невольно заставлявшими улыбнуться.
–
Авак Сергеевич, будучи одним из кураторов мероприятия, скажите каким образом родилась идея конкурса? Я так понимаю, это такой вариант воспитания юридической грамотности среди населения?–
Наверное, ещё лет восемь назад в Объединении защиты прав потребителей возникла идея просвещения школьников в области прав потребителей. И когда мы увидели, что школьникам это тоже нравится, решили организовать конкурс. Безусловно данная деятельность мне интересна, и она поможет в будущем школьникам грамотнее отстаивать свои права и просто не попадать в такие ситуации. Кроме того, через учеников мы помогаем и их родителям.– Как оцените уровень конкурса, проведенного сегодня?–
Хотя вопросы довольно сложные, ученики дают ответы на уровне людей, занимающихся юриспруденцией профессионально.–
А сами когда-нибудь становились жертвой нарушения прав потребителей?– (улыбается, потом продолжает) Я, как человек с юридическим образованием стараюсь следовать рекомендациям, которые мы сами даём населению, а потому редко попадаю в данные ситуации. Иногда только приходится сталкиваться при покупках с товаром ненадлежащего качества, но все вопросы пока удавалось решать ещё около прилавка с продавцом.Тем временем, зал пустеет. Только в сердце остается надежда на то, что в следующий раз, когда я опять куплю в магазине орешки со сгущенкой, и вместо сгущенки там окажутся карамельки, ОЗПП, моя мудрость и непоколебимая решимость меня защитят.
А если без иронии, то, со слов знающих людей, стоять в очередях с претензиями на некачественный товар россиянам сейчас приходится очень долго, потому что очереди эти – очень длинные.
И даже искренняя и тёплая шутка Александра Морозова в момент вручения дипломов победителям, а, именно, его предположение-предложение, что конкурс должен закончится совместными танцами (наверное, бальными), для тех, кто действительно попался на крючок недобросовестного продавца, может показаться не такой уж и смешной.
Справка ВМ:Сегодня – 15 марта - Всемирный день потребителя. Для современной России – важный день, поскольку потребительская культура и юридическое обоснование прав потребителей в нашей стране стали формироваться не так давно.
До начала 90-х в стране не было организованного потребительского движения. В городе подобная организация появилась только в 93 году.
О том, как все начиналось, нам рассказал зачинатель создания Общества защиты прав потребителей в Магнитогорске Александр Морозов: «
В 93-м зимой я был в Петербурге на конференции союза потребителей. Под флагом антимонопольного комитета. Где и познакомился с мэром Анатолием Собчаком. Он, будучи градоначальником, ещё и возглавлял всероссийский союз потребителей. На конференции много спорили о том, как выстраивать систему защиты прав граждан новой страны. Многие идеи были свежие и интересные. По приезду в Магнитку я инициировал создание совершенно новой для Южного Урала организации - «союза прав потребителей». Тогда же покинул пост начальника отдела экономики и торговли и возглавил независимую и никому не известную общественную организацию. Многие руководители и бизнесмены смотрели на нас с усмешкой и, мягко говоря, «посылали» куда подальше.Меня это задевало, и я поставил задачу сделать организацию сильной, яркой, действительно нужной людям и государству».
На сегодняшний день магнитогорское ОЗПП - одно из самых успешных и эффективных потребительских обществ в России.