И рассказал о своём первом дне в Магнитогорске.Интервью с известным магнитогорцем сделала юный корреспондент Екатерина Кожанова. Девушка задала своему собеседнику непростые вопросы. Что из этого вышло - читайте ниже. Кем славится Магнитка? Несомненно, металлургами и мастерами, инженерами и листопрокатчиками. Но город живет и духовной жизнью. Люди ходят в музеи, на выставки и фестивали, в театр. Не так давно Магнитогорский драматический театр имени Пушкина, по версии российского журнала «ФОРБС», вошел в десятку театров, посмотреть которые должен каждый.
Актер – это не просто профессия, это призвание, искусство, сама жизнь. Тайнами актерского ремесла со мной поделился Игорь Панов – актер драматического театра, приехавший десять лет назад из Уфы покорять Уральский театральный олимп, руководитель детской театральной студии, участник трагедийных и комедийных постановок.
- Театр для актера – всегда часть жизни. Чтобы зритель восхищался и говорил «верю!», на сцене нужно не просто жить, но и любить её. А как проснулась любовь к театру у Вас?- В детстве я видел театр только из-за кулис, но не мог прочувствовать эту профессию. Публика и выход на сцену для меня были легким шоком, я этого всего избегал. Полюбил я театр только после поступления в театральный институт, курсе на 2-м, когда стал понимать - то, что я делаю, интересно людям. Тогда у меня начала просыпаться любовь к театру и искусству, а серьезное осознание театра как ремесла пришло только к концу обучения.
- Возникало ли у Вас желание бросить все и уйти из театра?- Конечно. «Кризис 30 лет», когда ты начинаешь сомневаться: тем ли ты занимаешься в жизни? Нужно ли это тебе? Даже в самом любимом деле бывает пресыщение. Художник не может, не переставая рисовать картины - ему нужен перерыв. Так же было и у меня, когда хотелось просто улететь, уйти, исчезнуть хотя бы на год. Было очень тяжело, но спасла смена деятельности. Параллельно с работой в театре я вел ночные радиоэфиры, просто выматывался и, приезжая домой, ложился спать.
- Как бороться с эмоциональным выгоранием?- Эмоциональная усталость исчезает после хорошего сна. Даже если ты в театре 12 часов и чувствуешь себя к концу дня выжатой тряпкой, то, чтобы прийти в себя, достаточно просто выспаться.
- Что главное для актера? - Для актера главное… честность .
- «Не сотвори себе кумира» - гласит заповедь. Тем не менее, есть ли у Вас образцы для подражания? Идеалы? - У меня никогда не было кумиров или идеалов. Это слишком громко. Я никогда не был ничьим фанатом. Но есть актеры, которые мне нравятся, интересны мне, симпатичны. Это Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Нил Хопкинс, из более молодых – Джони Депп и Брэд Питт в некоторых работах. У нас в стране тоже много хорошей театральной молодежи, но среди них немало стандартных.
Очень люблю советских актеров: Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Леонов Евгений – у них я учился. А иногда интересно увидеть немедийных, малоизвестных актеров, которых встречаешь на фестивалях, и понимаешь, какие это талантливые, невероятные люди.
- Приходилось ли Вам сниматься в кино? Что интереснее – фильм или спектакль? - Приходилось. Снимался в сериале «Медведь» с Булдаковым, играть в кино мне не очень нравится. Сцена роднее и честнее. Да и любому актеру, чтобы играть в кино, нужно овладеть театром.
- Вы переехали в Магнитогорск из Уфы больше 10 лет назад. Помните ли Вы свой первый день в Магнитогорске? Чем запомнилась встреча с труппой? - Я хорошо запомнил свой первый день в Магнитогорске. Ночью, когда я ехал и видел левый берег, огни и постройки, то думал, что там большой город. После того, как проснулся и увидел комбинат, думал, что в Магнитогорске больше, чем на сезон, не задержусь.
А в театре меня приняли очень хорошо, сразу включился в работу.
- Чем театр Пушкина отличается от того театра, где вы играли раньше?- Одинаковых театров нет. Но Магнитогорский драматический театр на уровень выше и сильнее многих других, дает больше возможностей. Кстати, по мнению Российской версии журнала «Форбс», наш театр вошел в 10-ку в театров России, которые обязательно нужно посмотреть .
- Для зрителя закулисный мир представляется романтической загадкой. Так ли это? Что такое «закулисье» лично для Вас? - Я знаю такое расхожее мнение. У нас тут тоже устраивают экскурсии по «закулисью», для людей это таинство – для меня рабочее место. Я не разделяю театр на «за сценой» и «на сцене» - это большая рабочая площадка, на которой мне комфортно. Но конец спектакля, занавес - это момент, когда можно выдохнуть. Если был сложный спектакль, то возможность постепенно прийти в себя.
- Бывает ли у Вас такое, что не хочется выходить на сцену? Как Вы справляетесь с этим?- Не хочется выходить? Знаете когда? Для любого актера это Новогодний детский прокат, начиная с 23 декабря, мы играем по 3 сказки в день. Получается около 52 спектаклей за две недели. Приходит пресыщение. Выходить на сцену очень тяжело, но дети не знают, что ты уже сыграл несколько десятков сказок - поэтому ты выходишь и играешь, как в первый раз.
- Как выглядит идеальный зритель?- У нас много «идеальных зрителей», не только в нашем городе. Идеальный зритель – в первую очередь, обыкновенный человек. А заинтересовать его, привлечь внимание – моя задача. Бывают неподготовленные люди. К примеру, супруга «тащит» мужа в театр. Она смотрит, «приглядывается», пытается понять, интересно ей это или нет. Он же изначально не понимает, что происходит, устает от спектакля. Театр - не его место, но это не значит, что он не идеальный. В театр нужно идти намеренно, с пониманием.
- Существует ли кодекс настоящего актера? - Актер должен быть разным в каждой роли. Если он повторяется в разных ролях, он не работает над собой. Актер занимается самокопанием, поиском себя. Мы, как психологи, разбираем своих героев, кто они такие, их личности.
- Наверняка случалось такое, что Вам скоро предстоит играть роль, которую Вы видели в исполнениях других актеров. Перенимаете ли что-то?- Много раз случалось подобное. Но очень редко можно взять образ из контекста спектакля, образ меняется под каждую постановку, под партнеров. Если «содрать образ», он не состыкуется, нужно искать и создавать «свое».
- Вы помните, кем хотели стать в детстве? Если бы была возможность, сменили бы Вы профессию актера на ту, о которой мечтали 30 лет назад?- Совсем маленьким в горбачевские времена, я, естественно, хотел быть космонавтом или военным авиаконструктором.
Сейчас бы не согласился поменять свою профессию. Хотя семилетний Игорь сказал бы – да, хочу быть космонавтом. А если говорить об этом, оглядываясь на пройденный путь, то нет.
- Для актера важно уметь не потерять себя. Как вы понимаете эту фразу? - Любой актер – это личность, и ее нужно нести со сцены. Какой бы ты образ не примерял, твое «я» остается, почерк актера в каждой роли – это и есть его личность.
- Считается, что театр начинается с вешалки. А у Вас?- У актера – с проходной (смеется) . А у меня лично начался, когда я поступил в театральный институт. Так и не заканчивается. Он все время с собой, даже на отдыхе с семьей я иногда думаю про какую-то роль, как можно раскрыть образ, как интереснее его повернуть, пока дети не возвращают в реальный мир.
- Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?- Моя старшая дочь занимается в театральной студии. Я ее туда не «толкал», попробовать захотела сама. Получается совсем не плохо. Она пробует многое – плаванье, художественная школа, баскетбол, но все надоедает. Так что я не удивлюсь, если театр скоро забудется, и появится что-то другое – дай Бог.
- Если ребенок все-таки скажет, что будет актёром. Ваша реакция?- Ура! С песней по жизни вперед! Так же меня поддержали родители, когда я отказался от поступления на нефтяника. Профессия – это выбор ребенка, она должна нравиться. Поступать в институт нужно не ради «корочек» и уж тем более не ради родителей. Нужно сразу пробовать то, что нравится.
- Какие книги Вам нравятся? Хотели бы написать свою собственную книгу? О чем бы она была? - Люблю Чехова и Достоевского. На мой взгляд, в пьесе должна быть человеческая жизнь. Люблю, когда персонаж не простой, глубокий, зачастую мудрее и сложнее меня.
Я еще не думал о своей книге… Даже в голову такая мысль не приходила. Я отвечу вам на этот вопрос лет через 15. Мне еще рано чем-то делиться, я пока, как губка, впитываю в себя.
- Что вам нравится из пьес, которые ставятся в нашем театре?- Из наших, естественно, «Гроза». Люблю «Бег» - это из серьезных постановок. Но есть и комедии, например – «Ханума» Эти постановки – любимые. Но тех пьес, которые мне бы не нравились - нет. Хотя, к примеру, в спектакле «Любовь в большом городе» я играю персонажа, с которым категорически не согласен: он выступает за «свободный брак» и воспринимает супружескую измену как нормальное проявление равенства и свободы. Однако на время, пока идет спектакль, я верю в это. А раз я честно отдаюсь персонажу, значит, я получаю удовольствие от работы над ним и над спектаклем.
- Театр прошлого, настоящего и будущего - как они выглядят для Вас?- Я более чем уверен, что театр прошлого – советского времени, пытался пускать культуру в массы, в театр заставляли ходить рабочих, доярок. Театр был пропагандой идеологии, театр заставляли любить. Для меня театр – элитарное искусство, в него не надо никого загонять. Человек должен прийти к нему, причем прийти сам.
Я думаю, театров станет меньше, и сами они будут меньше – камерные, студийные. Будут заниматься вопросами познания философии, Бога, человека.
Я за традицию психологического театра. Ведь большая сцена, невероятные декорации, 3D-технологии – это шоу. Мюзикл. Да, он не обходится без драматического действа, песен и танцев. Но это уже не театр, а красивая и приятная картинка. В ней зрителю нечего почерпнуть для себя.
- Должны ли актер и зритель общаться напрямую, устраивать встречи?- Встречи между актером и зрителем практикуются, пусть и не часто. Чаще всего это происходит по инициативе зрителя, филологического факультета, например. Мы проводим с ними дискуссии, не об актерах, а самом спектакле. Иногда рассказываем, как ставился спектакль. Почему именно так, а не иначе. Такие встречи бывают два-три раза в год, хотя можно бы и чаще.
- Кто Ваш главный советчик в работе? - Это команда и именно те актеры, которые заняты в пьесе. Мы смотрим друг на друга, советуем, помогаем. Самый главный помощник – это те, кто репетирует с тобой.
- Есть роли, которые вам хочется сыграть на сцене или в жизни? - В молодости очень хотел сыграть Раскольникова, все шло к этому, но сорвалось. Это была единственная роль, которой я грезил. Но желанной ролью становится каждая следующая. Сейчас мы ставим новый спектакль по «Повестям Белкина», и я играю в «Выстреле». Сейчас именно эта роль является той, что я хочу сыграть.
А в жизни я просто хочу до конца своих лет играть на сцене, быть адекватным и охочим до того, чем я занимаюсь.