В день российского кино
Сегодня в нашей стране отмечается
День российского кино. Праздник был учреждён в Советском Союзе в 1980 году и до 1991 года именовался Днём советского кино, а после распада страны Советов получил своё нынешнее название.
Современный российский кинематограф довольно часто вызывает критику, причём не только со стороны обычного зрителя, но также и профессионалов своего дела. На экранах телевизоров и в кинотеатрах пропагандируется и превозносится довольно большой пласт западной киноиндустрии.
Но знает ли наш зритель, что на известных западных кинозвёзд большое влияние оказал советский кинематограф? Те картины и актёры, которые на Родине не сразу получали заслуженное признание.
Какого мнения о российских фильмах знаменитые актеры Голливуда?
Том Хэнкс - "Летят журавли" (1957). В одном из интервью рассказывал, какое впечатление на него произвёл фильм Михаил Калатозова "Летят журавли", который он посмотрел совершенно случайно. "Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года "Летят журавли". Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянул паровоз с серпом и молотом. Меня это тронуло!".
Стивен Спилберг - "Летят журавли" (1957). В интервью "Известиям" в 1994 году он так отзывался о фильме:
"Один из моих самых любимых русских фильмов – “Летят журавли”. Одно из великих качеств российского кино – мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного, на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают её тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. Малая частность, но всегда окружённая простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино".
Мартин Скорсезе - "Я - Куба" (1964). В 1990-х Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картины Михаила Калатозова "Я - Куба" и "Неотправленное письмо". Фильмы им безумно понравился, и они решили познакомить с ними американских зрителей. Корифеи американского кино проспонсировали реставрацию лент и их ограниченный показ в США. Скорсезе говорил, что ему было легче снимать кино, если бы он увидел картину на заре своей кинокарьеры, да и голливудское кино было бы другим:
"Если бы эту картину мир увидел сорок лет назад, кино сегодня было бы совсем другим".
Фрэнсис Форд Коппола - "Броненосец "Потёмкин" (1925). Коппола большой поклонник Калатозова, но его первое сильное киновпечатление связано с "Броненосцем "Потёмкиным" Сергея Эйзенштейна:
"Это был чёрно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься". Особенно его поразил монтаж Эйзенштейна: "Самое привлекательное в кино - это возможность монтировать. Когда ты составляешь в некоем порядке самые необычные, самые волнующие кадры, начинаешь ощущать себя алхимиком, колдуном".
Режиссёр "Крёстного отца" и "Апокалипсиса сегодня" неоднократно признавался в любви не только Эйзенштейну и Калатозову, но и русской культуре вообще:
"Я большой поклонник не только русской литературы: Достоевский, Пушкин, Чехов, Тургенев, Толстой - но и русской музыки. Я люблю русскую музыку и русский театр, я поклонник русской традиции, которую принесла миру эта часть света".
Антонио Бандерас - "Иди и смотри" (1985). В одном из интервью Бандерас рассказал о своём отношении к "Иди и смотри":
"Могу пересказать по кадрам “Иди и смотри” Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разорённом гнезде я вспомнил, когда смотрел “Сталкера” Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами – это была страшная геометрия".
Ингмар Бергман - "Андрей Рублёв" (1966). Шведский классик Ингмар Бергман ("Земляничная поляна", "Седьмая печать") был без ума от "Андрея Рублёва" Тарковского:
"Рублёв" - один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни... Фильм, если это не документ, – сон, грёза. Поэтому Тарковский – самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он – ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоёмком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть".
Квентин Тарантино - "Человек-амфибия" (1961). Представляя в России в 2019 году фильм "Однажды... в Голливуде" Квентин Тарантино признался:
"Я включал 9-й канал, в начале 1970-х его показывали очень часто. Тогда я с удовольствием смотрел его. Я его обожал".