Психологи предупреждают: это не естественный этап взросления. Взрослым стоит вмешаться.Суицидальные попытки среди детей и подростков – это глобальная проблема, которая имеет ряд важных причин. Одна из них – это злостное отношение к ребенку со стороны сверстников, иначе говоря – травля.
Травля или буллинг (от англ. задирать, запугивать) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического или психического, со стороны одного или группы людей к другому ребенку (другим детям).
Травля чаще всего может происходить в школах и других «детских» местах: кружок, спортклуб, игровая площадка и т.п. Проблема в том, что зачастую к буллингу не относятся как к опасности:
- учителя молчат, предпочитая не выносить сор из избы из-за опасения, что любая неприятная ситуация в классе может подорвать их профессиональную репутацию в глазах коллег;
- учителя придерживаются мнения, что буллинг – это естественный этап взросления, который необходимо пережить, повышает жизнестойкость;
- родители часто тоже занимают позицию невмешательства, считая, что «пусть школа сама разбирается», в лучшем случае могут прийти к директору.
Травля может проявляться по-разному, но одинаково негативно влияет на детскую психику: насмешки, присвоение оскорбительных кличек, унижения и замечания в присутствии других людей, бойкот, отказ от общения, порча и отнимание вещей, физические удары, травля в интернете – всё это приводит к психическому расстройству ребёнка, вследствие чего он может совершить суицидальные попытки, считая их выходом из ситуации.
Кто может стать жертвой травли?
Чаще всего травле подвергаются дети с особенностями, которые по каким-либо параметрам отличаются от остальных:
- дети с отличающейся внешностью – избыточным весом, ростом, физическими нарушениями, в очках, те, кто слабее других;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети со школьной неуспеваемостью, либо же те, кто учится лучше всех;
- дети с особенностями поведения: особенности развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройство аутистического спектра;
- дети иного вероисповедания, национальности, иного способа самовыражения (стиль одежды, манеры поведения);
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из семьи мигрантов, беженцев.
Что нужно предпринимать родителям, чтобы не допустить, чтобы их ребенок не стал ни зачинщиком, ни жертвой травли?
- ребенку необходимо чувство безопасности, теплых отношений, поддержка;
- нормализовать правила поведения между супругами: ребенок все видит и слышит, серьезно воспринимая на свой лад;
- ребенку необходимо знать о своей значимости и уникальности, так как каждый из нас в этом мире особенный;
- родители должны уметь слушать своих детей, проявлять внимание и понимание;
- родители должны интересоваться, где, как или с кем проводит время его чадо.
Какие действия должны предпринимать преподаватели, чтобы не допустить распространение травли?
- Поддержка детей, отличающихся от остальных;
- равное отношение ко всем учащимся;
- класс должен стать сообществом;
- обозначение допустимого и недопустимого поведения в классе;
- умение разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки;
- смещение акцента с наказания на поощрение за успехи, исключение унижающих и обидных способов воспитания;
- профилактические беседы с родителями, с детьми.
Многие считают, что травля – естественное явление, и всегда будут дети, которые подвергаются ему. Но нельзя забывать, что травля может перерасти в более серьезные опасные действия со стороны преследователя, ломая физическое и психическое состояние жертвы, что может привести к попыткам суицида. Взрослые должны отнестись к данной проблеме ответственно, так как от них зависит дальнейшее развитие их детей и всего общества.
МУЗ «Центр медицинской профилактики»