Как научить ребёнка любить школу.С началом школьной жизни начинается новый этап взросления ребенка, а вместе с тем приходят неожиданные проблемы. Одной из частых трудностей, с которой сталкиваются многие семьи, является нежелание ребенка учиться.
Школьная система ориентирована на послушных и примерных детей, способных впитывать новый материал и следовать сформированной системе воспитания. Родители хотят видеть у детей успешное освоение школьной программы и примерное поведение. А ученики протестуют против такой системы, отсюда и возникает нежелание учиться.
Обычно решение этой проблемы требует лишь объективной оценки со стороны взрослых. Для начала им следует выяснить, почему ребенок не хочет учиться. Выделим основные причины, влияющие на его отношение к освоению школьной программы:
• отсутствие интереса к большинству школьных предметов;
• трудности в общении со сверстниками или учителями;
• эмоциональное перенапряжение из-за строгого режима: ранние подъемы, необходимость выдерживать многочасовое сидение за партой, выполнение домашних заданий и всех рекомендаций учителя;
• проблемы с изучением конкретного предмета или же трудности в общении с одним из педагогов;
• утрата мотивации к обучению.
Отсутствие мотивации к получению знаний часто закладывается в раннем детстве. Ребенок рождается любознательным, но как только он пытается делать первые шаги к получению новых знаний, родители мешают познанию мира словами
«нельзя», «не лезь». И это лишь начало пути к снижению интереса к знаниям.
Существующая с советских времен модель обучения, где
«учитель всегда прав», а на уроках нужно молча сидеть и слушать, снижает интерес к учебе. Современным детям доступно много информации и зачастую они знают больше учителя.
Часто учитель видит единственный способ мотивации в наказании ребенка, критикует его перед одноклассниками и родителями, наказывает оценками.
Ребенок нуждается в поддержке родителей. Он должен чувствовать, что близкие переживают за него, готовы помочь в любой ситуации.
Из всего вышесказанного можно выделить наиболее эффективные способы мотивации ребенка к учебе:
• безопасная среда для роста и познания мира;
• похвала, даже самые маленькие успехи должны быть отмечены, не фокусируйтесь только на негативных событиях («Ты молодец!», «Не расстраивайся, у тебя все получится»);
• выявите потенциал ребенка, помогите ему раскрыть свои таланты и способности и позволяйте ему быть собой.
Но случается так, что отсутствие интереса к знаниям вызвано нагрузкой эмоционального и физического характера:
• чрезмерное количество заданий в школе, а вместе с тем посещение всех доступных внешкольных кружков и секций;
• напряженные отношения в семье;
• гиперответственность ребенка;
• смена внешних обстоятельств: переезд и смена школы, изменение режима занятий.
Все это способствует росту напряжения, хронической усталости и приводит к полному отсутствию интереса к учебе.
Прежде чем начать принимать меры, постарайтесь выявить причину отсутствия интереса к учебе. Ни в коем случае не давите на малыша. Выстраивайте ваши взаимоотношения в мягкой доверительной форме, станьте в первую очередь другом, а уж потом проявляйте родительскую строгость и заботу. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите независимо от его школьных отметок и успехов. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные проблемы решаются легче.
Избегайте сравнения ребенка с другими детьми и их успехами. Поощряйте самостоятельность, ребенок с первого класса способен самостоятельно решить в каком порядке ему делать уроки. Ваша цель - лишь ненавязчиво подсказать школьнику, что сначала лучше выполнить наиболее трудные предметы. Ищите компромиссы: можно спланировать порядок выполнения уроков и обязательно выделить время для отдыха между заданиями, можно чередовать устные и письменные задания.
В начальной школе детям необходима поддержка родителей. В подростковом периоде родительское одобрение школьных успехов отходит на второй план, поскольку в этом возрасте происходит смена мотивации. Однако, родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.
Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, обсуждайте с ними события прошедшего дня, внимательно слушайте рассказы о переживаниях и успехах. Делитесь с ними своими ошибками. Обучение в современном мире достаточно сложный, но посильный процесс. Не стремитесь помогать с выполнением всех домашних заданий, позвольте ребенку взять эту ответственность на себя. А вот выяснить причины временных трудностей и помочь справиться с проблемами действительно необходимо.
Если вам сложно самостоятельно понять, почему ребенок не хочет учиться, то вы можете обратиться за психологической помощью на телефон доверия:
41-55-41 или записаться на приём к психологу в МУ
«Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»: 22-16-09, 30-30-66.психолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»
Кузнецова Екатерина Сергеевна