Мы побывали внутри брошенного здания бывшего гуманитарного университета и посмотрели, что от него осталось.Это похоже на фантастические фильмы, в которых все люди куда-то исчезают, и остаются только несколько выживших. Они – выжившие – неприкаянно слоняются по пустынным улицам в поисках других людей, ищут и…находят. Продолжая сравнение с фильмами, можно вспомнить еще картины, где путешествуют во времени: кажется, мы всего на несколько минут разминулись, и скоро здесь закипит жизнь, нужно только подождать. Вот только на ожидание как раз и нет времени, потому что современный жизненный темп диктует свои правила, а МаГУ, вернее, то, что от него осталось, застыл, законсервировался.
Внутрь нас запустили без особых проблем, хотя сам факт того, что здание было открыто, и на вахте находился человек – удивителен, потому здесь давно уже никого не ждут. Вахтер спросила откуда мы, обменялась с нами парой фраз ни о чем и пропустила.
Сумрачно. Коридоры освещают только торцевые окна. Тихо. Слова эхом разносятся по пустым помещениям. Стенды, где раньше помещалось расписание, навевают тоску. Раздевалка не освещена, тут так темно, что даже фотографии получаются не очень.
Аудитории, в которых раньше располагались читальные залы, закрыты. Зато открыта одна поточная аудитория, кажется, за номером 109. Ничего особенного: ступенчатые парты, стол лектора, доска. Здесь светлее из-за больших окон. Даже пианино уцелело, стоит себе молча.
У входа в «поточку» на стенах до сих пор висят плакаты, рассказывающие о МаГУ и достижениях его студентов.
Идем выше. На всех этажах примерно одна картина. Целы вывески с названиями факультетов, остались нетронутыми эмблемы факультетов и даже доски объявлений. Примечательно, что цветы в горшках у самой лестницы до сих пор живы и прекрасно себя чувствуют. Это наводит на мысль, что за ними все-таки кто-то ухаживает. Вот только кто именно – загадка.
В одной из аудиторий, куда нам удалось попасть, ибо дверь была открыта, мы увидели эпичную картину доски, с которой забыли стереть надпись. «Сессия сдана. Ура!», - гласит эта надпись, и от ее присутствия ощущение путешествия во времени только усиливается.
Названия кафедр, да и их расположение практически не изменилось. Это позволяет бывшим студентам легко ориентироваться даже по прошествии нескольких лет. Не скрою, мы дергали за ручки почти всех кабинетов, подспудно надеясь, что мы кого-нибудь, да обнаружим. И однажды наши надежды увенчались успехом! Из кабинета одной из кафедр филологического кабинета «вынырнул» знакомый преподаватель, но разговаривать не стал и быстро ушел. Видимо, в таком месте и в такое для него время разговаривать не слишком хочется, так как разговор все равно не будет веселым.
Дергая за ручки, мы обнаружили открытым кабинет устного народного творчества. Если помните, он был раньше оформлен в народном стиле, а вдоль одной из стен стояли старые прялки и ткацкий станок. Удивительно, но они до сих пор там стоят.
Постепенно мы добрались даже до актового зала, буфета и здравпункта. Разумеется, и то и другое и третье давно закрыто. Забавно, что рядом с актовым залом (да и в других местах) стоят торговые автоматы, полностью укомплектованные товаром. Кому они и что продают?!
Жаль, что нам уже нужно было идти, иначе обязательно купили бы что-нибудь и перекусили, как встарь, прямо за одним из стоящих неподалеку столиков.
Уже на парапете заметили еще одну деталь: не все вывески был заменены и два ВУЗа – МаГУ и МГТУ им. Носова – спокойно сосуществуют на небольшом пространстве.
Что огорчило нас в этом путешествии? Пожалуй, начавшая кое-где осыпаться штукатурка. Зданию нужен хозяин, способный освоить немалые его площади. Что вселяет надежду? Мысль о том, что расположение главного корпуса бывшего МаГУ более чем удачно. И еще слухи о том, что Магнитогорском
заинтересовался один из челябинских гуманитарных ВУЗов.