Студия технического творчества «DREAMS STYLE Garage» при Магнитогорском многопрофильном колледже, существует уже 2 года и успела себя проявить. На счету команды создание болида класса «Формула студент» (уменьшенная копия настоящей Формулы-1) по имени Ева и автомобиля в стиле хот-род по кличке Буллит. На самых первых своих соревнованиях и сразу международного уровня в Тюмени ребята заняли 3 место.Идея организовать гараж и привлечь туда студентов родилась у Евгения Ветюгова, педагога колледжа и руководителя проекта. Сейчас в студии занимается 28 учеников, среди которых уже 4 выпускника, продолжающих погружаться в любимое дело. В команде, как и полагается по регламенту, есть PR-менеджер (Никита Потёмкин), отдел по связям с общественностью (Илья Малышев), капитан команды (Никита Усольцев), инженеры, механики. Все должности (отчасти ввиду молодости проекта) достаточно условны и, в отличии от вузов, где определенные группы студентов занимаются определенной частью автомобиля или только бизнес-проектом, тут ребята успевают проявить себя в разных ролях.
Информационная справка:
Для тех, кто не знаком с соревнованиями «Формула студент», будет интересно узнать, что данный проект пришёл к нам из-за границы, а родоначальником его считается Марк Маршек. Увидев, что студенты из трёх разных университетов устроили гонки на переделанных в багги газонокосилках, он обратился к департаменту SAE (Society of Automotive Engineers – сообщество автомобильных инженеров) с предложением организовать серию студенческих соревнований класса Мини-Баха. Однако в этих соревнованиях можно было работать только над шасси автомобиля, а двигатель должен был оставаться стандартным. Тогда студенты Техасского университета в Остине Майк Бест, Роберт Эдвардс и Джон Теллкамп предложили доктору Рону Мэтьюсу создать соревнования с более свободным регламентом, где будут сняты ограничения по двигателю. Департаменту SAE идея пришлась по вкусу, и соревнования в итоге получили название «Формула SAE» (в Европе – «Формула Студент»).
На данный момент в мире действует порядка 550 команд из разных стран мира, а в Европе соревнования проходят на настоящих трассах Формулы-1. Стоит отметить, что проект не ограничивается только гонками, «Формула студент» зародилась и развивалась, в первую очередь, как соревнования между инженерными группами. Именно поэтому соревнования проходят по двум направлениям: динамическая часть, где прошедшие отбор болиды принимают участие в гонках по разным дисциплинам, венцом которых является заезд на 22 км на выносливость, и статическая, куда входит презентация бизнес-плана (имитируется небольшой завод по производству машин), инженерное проектирование, стоимость и анализ автомобиля, техническая инспекция на безопасность, шасси, шум, устойчивость, протечки.
В России «Формула Студент» появилась впервые в 2007 году на базе Московского машиностроительного института.
– В первую очередь у меня объединяются те, кто действительно хочет заниматься железом, – рассказывает Евгений Ветюгов, – поэтому кого попало мы не набираем. Ребята, пришедшие в студию, не только вместе работают, но и при этом закаляют свои внутренние качества. Лично для меня самое приятное в моей работе – видеть счастливые лица пацанов, которые сами создали и сами поехали на своём автомобиле.Студия технического творчества «DREAMS STYLE Garage» – единственная команда не из ВУЗа, которая участвует в соревнованиях «Формула студент». На создание своих первых творений (болид и хот-род) они потратили около 200 000 тысяч и это, как выяснилось, не очень много. Профессиональные болиды класса «Формула студент» могут достигать стоимости до 1 млн руб., всё зависит от материалов и инженерного замысла.
Стоит сказать, что каждая машина, собранная командой колледжа, одновременно является и дипломным проектом для выпускников. Защищаются также командой. Всё это позволяет совершенно иначе относиться к учебному процессу и развиваться на совершенно ином уровне. Да и планы такие студенты на будущее себе ставят куда более конкретные и весомые.
– Занимаемся сборкой машин мы, в первую очередь, для удовольствия, – рассказывают капитан Никита и его товарищ Илья. – Но есть и свои идеи. Например, открыть честный автосервис, где людям реально будут помогать, а не просто деньги брать. Стать инженером формулы 1? Классная идея, но, чтобы туда попасть, нужно всерьез зарекомендовать себя. Время покажет, куда мы ещё приложим свои знания, но тут мы получаем действительно хорошие практические знания.
На данный момент команда «DREAMS STYLE Garage» готовит свой новый проект по линейке хот-род, classic customs. Пока это только рама, но ожидается нечто интересное. Видимо, будет в этом учебном году и ещё один болид, так как по регламенту соревнований для участия в категории «Класс 1» команда не имеет права выставлять прошлогодние автомобили. Единственное, чего сейчас им не хватает, чтобы показать себя на ещё более высоком уровне и даже выступить в Европе, заинтересованных спонсоров, понимающих, что грамотная реклама, размещенная на болиде, может стать их самым лучшим вложением в своё дело.
P.S. Проект «Формула студент» в Европе давно стал площадкой для молодых мастеров, которые прямо на соревнованиях имеют возможность подать резюме в интересующую их компанию или найти спонсоров для своих идей. В России дела обстоят несколько иначе, однако хочется надеется, что и мы начнём выращивать своих профессионалов в области машиностроения прямо со студенческой скамьи.
Фотографии - Анастасия Жданова