Мы пообщались с весьма необычным преподавателем консерватории.С
Андреем Дыльковым мы встретились в аудитории мультимедийных технологий. Он улыбнулся и вежливо пригласил меня в кабинет. У молодого преподавателя, чьи звания и должности не умещаются в одну строку печатного текста, оказался очень приятный, мягкий голос и большие голубые глаза.
Ежедневно в его небольшом кабинете на втором этаже заманчивым образом переплетаются музыка, математика и современные компьютерные технологии.
Кандидат физико-математических наук, доцент, экс-проректор МаГК (академии) имени М. И. Глинки даёт будущим музыкантам, пожалуй, одни из самых необычных уроков. Андрей Дыльков учит музыкантов сочетать в себе полёт творческой мысли и точные науки.
С тем, что физик никогда не поймёт лирика, молодой преподаватель не согласен. Андрей Геннадьевич знает, что если в голову пианиста бросить щепотку математических формул – ничего дурного точно не выйдет. Кашу маслом, как говорится, не испортишь. Проверено на практике.
В своё время, соответственно после окончания 9 и 11 классов общеобразовательной школы, Андрей Дыльков подал документы
сразу в два вуза — консерваторию на отделение фортепиано и на физико-математический факультет МаГУ.
«Музыкальное обучение всегда идёт параллельно с общеобразовательной школой. Сменив несколько учебных учреждений, 10-11-й класс мне посчастливилось учиться в школе №65 имени Б.П. Агапитова с углублённым изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Именно в этой школе, благодаря многим её учителям, возник интерес к информатике, математике и физике. Поэтому было решено продолжить этот сложный параллельный путь»,
- рассказывает молодой преподаватель.
В музыкальную школу Андрея привела мама.
Светлана Викторовна Дылькова посвятила искусству игре на фортепиано всю свою жизнь. В их доме не утихали звуки классических произведений. Как любой родитель, она учила сына тому, что лучше всего умеет делать сама.
Надо сказать, мальчик имел музыкальные способности. Четырехлетний Андрей сел за инструмент с нескрываемым интересом. Когда, музыка сопровождают тебя с самого детства, она становится неотъемлемой частью и во взрослой жизни.
Однако, как признаётся Андрей Геннадьевич, осознание важности того, чем он занимается, пришло к нему уже во время обучения в консерватории.
«Классическая музыка довольно сложный вид искусства. Думаю, такого рода понимание пришло лишь в момент обучения в консерватории, когда многие исполняемые произведения удалось по-настоящему пережить и прочувствовать».
Студенческие годы Андрея Дылькова пестрили разнообразием: в первой половине дня - матрицы, пределы, интегралы, а во второй - фортепиано, гармония, камерный ансамбль. Юноше удавалось не только сидеть на двух стульях, соблюдая при этом равновесие, но и преуспевать на обоих поприщах. Формулы сложных классических произведений решались также легко, как некоторые дифференциальные уравнения.
«Обучение в консерватории порой даже способствовало разнообразию студенческой жизни в университете. В частности помню, как ездили со студентами, преподавателями и руководством университета на смотр-конкурс творческой самодеятельности университетов в Челябинск. Неоднократно принимал участие в концертах университета, посвящённых юбилеям кафедр, факультетов»,
- рассказывает Андрей Дыльков.
В общем, студент-музыкант приносил большую пользу физико-математическому факультету. Ну и, как же вы хотели, в консерватории без точных наук тоже никак!
«Совмещать, конечно, было непросто. В частности случалось так, что в один и тот же день в период сессии у меня совпали два экзамена с разницей в один час – гармония в консерватории и алгебра в Магнитогорском государственном университете. Выходил отвечать первым, сдавал и спешил во второе учебное заведение. Иногда не получалось. Ходил на пересдачи».
Как-то запыхавшийся студент явился за зачётными материалами к преподавателю философии Ивану Фёдоровичу Галигузову. Этот предмет из-за накладок в расписании Андрей пропускал. Тогда мудрый учёный сказал молодому человеку следующее:
«Да, ты учишься в двух вузах, но это же твои проблемы. Это ты же пытаешься усидеть на двух стульях». Поблажек делать не стал, пригласил на пересдачу. Андрей Геннадьевич запомнил слова своего преподавателя на всю жизнь и теперь, особенно оказавшись на его месте, у доски, всегда старается решать свои проблемы самостоятельно.
«Могу сказать, что у меня были хорошие учителя: в математике – Георгий Свиридюк, Татьяна Плышевская, Наталья Александровна Манакова; в музыке – Юрий Писаренко и Светлана Дылькова. К слову, Георгий Анатольевич Свиридюк для меня был и остаётся воплощением термина «настоящий профессор», то есть не только высококлассный мастер в своём деле, своей науке, но и человек невероятной и высочайшей образованности, широчайшего кругозора. Никогда не забуду его лекции, которые он читал, казалось бы, на русском языке, но в них мы не могли понять ничего кроме предлогов, с вкраплением в основной материал фактов из истории, естествознании, музыки и других областей знаний. Благодаря своим Учителям мы и делаем выбор в пользу профессии преподавателя».
Учёба в аспирантуре, защита кандидаткой диссертации и вот молодой человек снова входит в до боли знакомую аудиторию. Только теперь уже в качестве преподавателя. После окончания вузов, Андрей Дыльков ещё некоторое время успешно восседал на двух стульях – одновременно обучал математике студентов МаГУ и музыкальной информатике студентов МаГК.
По признанию педагога он всегда узнавал в них себя. С улыбкой Андрей отмечает, что годы никак не «убивают» в его учениках правило
делать всё в последний момент. Ну и, конечно, богатая фантазия. Она была, есть и будет у студентов, наверное, во все времена.
«Я хорошо помню свою первую пару. Это были студенты той специальности, на которой я сам отучился, а дисциплина – практика по математическому анализу. В тот день я понял одну вещь… Когда встаёшь к доске в роли преподавателя, твоё собственное обучение только начинается!»,
- смеётся педагог.
Когда юный аспирант Андрей Дыльков впервые вошел в аудиторию на него с нескрываемым удивлением смотрели почти ровесники. Разница между ступившим на тропу преподавания молодым человеком и его студентами составляла около 6-7 лет, а то и меньше.
Ещё сложнее было с заочниками. Для большей части из них Андрей – мальчишка, вставший к доске учить взрослых людей. Завоевывать авторитет приходилось знаниями.
«Бывало, конечно, сталкивался с несерьёзным отношением. Такие случаи обычно разрешались сами собой. Здесь главное, чтобы ты разбирался в том, что говоришь. К сожалению, иногда случается, что преподаватель сам «плавает» в какой-то теме. Конечно, аудитория это сразу замечает и в глазах появляется насмешка, - рассказывает Андрей Геннадьевич. – Во всяком случае, я никогда не пытался перевести наши взаимоотношения в какую-либо другую форму, кроме как рабочую. Это авторитета не прибавляет, а скорее наоборот».
Сейчас Андрей Геннадьевич преподаёт в Магнитогорской консерватории дисциплины, связанные с математикой и применением компьютерных технологий в музыке. Помимо этого он является руководителем Центра информационно-образовательных технологий.
Жизнь порой преподносит человеку сюрпризы. Что-то теряется, а что-то неожиданно находится. Андрей Дыльков старается смотреть на любую трудность, как на возможность роста и перспективы.
«Счастье – это понятие, которое каждый человек определяет по-своему. Для меня оно заключается в том, чтобы заниматься любимым делом, быть полезным обществу, любить своих близких, свою семью. Поэтому, с моей точки зрения, могу с уверенностью назвать себя счастливым человеком»,
- говорит он.