Иногда при виде этих вещей по коже пробегают мурашки от осознания таинственности и «тяжести веков».1. Бюст Петра I неизвестного происхождения.Об этом экспонате известно очень мало. Его нашли в 1957 году в груде металлолома, который привезли на переработку на комбинат. Нет данных ни о мастере, который его создал, ни о том, где бронзовый бюст был отлит.
Больше вопросов, чем ответов. Хотя кое-что о нём можно сказать. Например, специалисты заметили, что голова у магнитогорского Петра I – точная копия головы «Медного всадника», что стоит на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
По манере исполнения можно с большой долей вероятности говорить о времени создания бюста – 18 век! Аналогов у экспоната нет, так что сравнить не с чем. Химический анализ материала, из которого отлит наш бюст, только добавил загадок. Например, стало понятно, что он не мог быть изготовлен ни на одном из уральских металлургических заводов того времени. Историки предполагают, что до обнаружения памятник находился за границей. Его изучение продолжается.
Отметим, что фигура Петра I для Южного Урала – не «чужая». Именно в период его правления началось первое серьезное освоение ранее заброшенных территорий Российской Империи. Так что в культурно-историческом смысле появление бюста в наших краях вполне оправданно. Тем более, что традиция дарить бюсты вождей наиболее отличившимся работникам существовала уже во времена первого российского императора.
2. Кинжал с горы Пугачёва.Редкий случай, когда о предмете, которому сотни лет, известно довольно много. Клинок был найден на горе Пугачёва школьниками. На нём мастер выгравировал надпись на арабском языке. Вот текст ее перевода: «О господин мой! О, посланник Аллаха! Укрепи руку мою. Нет у меня просьбы и мольбы кроме одной. Изготовил его Ханжа-Мухаммед ибн Саид в 1332 г. Да простит аллах его и всех мусульман».
Нужно оговориться, что дата изготовления указана не в нашем летоисчислении. При пересчете получается 1913 год. Учёные пока не знают, каким образом кинжал попал в наши края. Кому он принадлежал? Надписи на кинжалах – редкое явление, но даже они не проливают свет на все вопросы.
3. Сосуд, переживший нашествие и пожарЭта чаша была найдена на территории станции «Супряк». Она – часть коллекции артефактов, оставшихся от древнего поселения. Её особенность в том, что на внутренней стороне сосуда сохранились следы древней ткани.
В ближайшее время в краеведческом музее ждут в гости учёных, которые смогут провести анализ этих следов. По данным о ткани, используемой загадочным народом, можно многое сказать о самом народе. Пока же историки опираются на данные раскопок. В частности, поселение было сожжено.
Скорее всего, пожар возник во время вражеского нашествия. Неизвестно, кто и на кого напал. Однако, в городище находили остатки обгоревших построек, а под ними – перемешанные останки людей и животных. Кости одной женщины были найдены неподалёку, она была застрелена из лука.
4. Зеркало колдунаЗеркало (кусок отполированного металла, который, вероятнее всего, использовался в качестве зеркала) был найден в селе Наваринка под Магнитогорском. Его возраст датируют 2-3 веками нашей эры.
Если отражающая поверхность - это гладкая пластина, то на обороте видны загадочные символы. Что они означают – неизвестно. Некоторые учёные предполагают, что это буквы неизвестной науке письменности.
Если так, то мы можем лишь фантазировать на тему того, кому раньше принадлежало зеркало. Версия, что оно могло быть собственностью некоего жреца или колдуна родилась в связи с тем, что у многих народов зеркала разрешалось иметь лишь служителям культа. Простые смертные зеркал не имели. Кстати, на зеркале отчётлива видна трещина. Есть предположение, что предмет специально хотели сломать после смерти обладателя. У некоторых народов есть верования, гласящие, что через предмет личного обихода мертвые могут влиять на мир живых. Впрочем, всё это лишь догадки, истину знает лишь история.
5. «Череп пришельца»Ранее в СМИ появлялась информации о том, что на Южном Урале (в Агаповке!) был найден череп инопланетянина. На самом деле, это человеческий череп, но изменивший свою форму под действием внешних факторов. Если честно, вид у него действительно «неземной».
Вытянутый, с большими глазницами, он и правда многих мог смутить. На самом же деле, кости принадлежат представителю племени Аланов. Представители этого народа часто перебинтовывали младенцам головы и оставляли повязку на годы. В результате, не имея возможности расти в обычном режиме, кости черепа принимали иную форму. В музее хранится не только сам череп, но и зарисовка, как мог выглядеть Алан в жизни.
Немного мистикиГоворят, что предметы могут жить своей жизнью и иногда они раскрывают свои тайны, когда для этого приходит время.
Так случилось с полотенцем, которое выставлено в краеведческом музее в уголке, иллюстрирующем быт дореволюционного Урала.
Казалось бы, обычное полотенце с вышивкой. Но специалисты знают, что предметы быта в прошлом несли не только прикладную функцию, но и имели свою символическую составляющую. Например, на данном полотне вышиты инициалы и незамысловатый узор.
Чьи это инициалы? Что значит рисунок под ними? Долгое время ответов не было, пока в один прекрасный день в музей не пришла…внучка женщины, которая создала тот самый образец ткацкой культуры. Оказалось, полотенце было сделано женщиной в день ухода ей мужа на фронт. И служило оно оберегом, чтобы любимый мужчина вернулся живым. И ведь вернулся!
И прожил ещё три года, а потом умер от полученных ран. Так быт переплетается с верованиями и традициями, а тонкие материи входят в реальный мир.