Руководитель одного из лучших оркестров мира рассказал, почему каждый год приезжает в Магнитку.
Музыкальный поездДнём на железнодорожный вокзал прибыл необычный поезд. Он привёз участников Пасхального фестиваля – симфонический оркестр Мариинского театра.
Пасхальный фестиваль, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев, проводится с 2002 года. Специальный железнодорожный состав с музыкантами курсирует по территории бывшего СССР. В этом году он охватывает 123 города и 5 стран: Россию, Беларусь, Украину, Литву, Армению и Казахстан.
Магнитка встретила участников фестиваля с музыкой. На перроне его ждали юные музыканты Магнитки, педагоги музыкальных школ, чиновники и пресса.
Это уже вторая встреча магнитогорцев с Валерием Гергиевым. Он был у нас в 2015 году, а прошлый год пропустил – в день, когда был назначен концерт в нашем городе, маэстро очень ждали в Пальмире.
Но Магнитку он не забыл! Маэстро поделился, почему он приехал в наш город вновь.
Валерий Гергиев уделил особое внимание магнитогорским детям: общался, раздавал автографы.
– Я поговорил с мальчиком, ему 12 лет, а он уже 5 лет играет на трубе. Тут серьёзные кадры растут!
– поделился руководитель Пасхального фестиваля.
Они заинтересовался: а соберёт ли Магнитка голосов так 500, чтобы сделать общий концерт в следующем году. И ему пообещали: соберёт! Не зря же наши ребята участвовали в выступлении на закрытии Олимпиады в Сочи. Кстати, Валерий Гергиев высоко оценил это выступление, отметив, что «попсой никого не удивишь», а дети смогли это сделать.
То, что Магнитка полна талантами доказывает и тот факт, что среди музыкантов нашёлся магнитогорец. Выпускник магнитогорской консерватории Сергей Крючков прямо на перроне решил продемонстрировать свою игру на первой попавшейся трубе, но на первой попавшейся получилось.
– Я взял первую трубу, но она оказалась дурацкой, там работали не все клапаны, потом мне другой мальчик дал свою трубу – она была получше. Но и я учился на таких инструментах, а сейчас я уже привередничаю,
– шутит Сергей.
Музыкант признаётся: уезжаешь – и кажется, что всё забыл, а приехал – вспомнил каждую деталь. Правда, ностальгировать долго не пришлось: график очень насыщенный, и даже с мамой он увиделся лишь на бегу.
Культуру – в провинции!График более, чем насыщенный: в Магнитке в 15.00 оркестр дал первый благотворительный концерт для юных музыкантов, а следом в 19.00 – ещё один, для взрослой публики.
Только за последние четыре дня оркестр дал 10 концертов. Темпы потрясают: буквально позавчера музыканты играли в Оренбурге, вчера в Магнитогорске, а сегодня они уже в Екатеринбурге.
В программу для каждого города попадают произведения Игоря Стравинского, в том числе неизвестные – страна празднует 135-летие со дня рождения композитора.
Программа формируется в прямом смысле слова на ходу – оркестр путешествует на специальном поезде. Работать в таких условиях – задача не из лёгких, но коллектив готов к любым сложностям.
– Это замечательный оркестр, я руковожу им уже много лет. Музыканты играют с огромной отдачей и большим желанием порадовать тысячи любителей искусства,
– без ложной скромности отмечает
Валерий Гергиев.
Этот коллектив, который окажет честь любому театру мира, согласившись выступить в нём. Но маэстро не считает, что делает что-то особенное, когда устраивает такой грандиозный фестиваль в небольших концертных залах российской провинции.
– Я много выступаю по всему миру. Ничего в этом сверхъестественного нет. Дирижёры и постарше, и даже далёких уже поколений делали это, – рассказал Валерий Гергиев. – Когда-то молодой Тосканини, ещё в качестве второго виолончелиста оркестра «Ла Скала» побывал в Буэнос-Айресе. Знаете, чтобы в 19-м столетии выступить в далёкой Аргентине, знаменитейший оркестр театра «Ла Скала» должен был несколько недель переплывать Атлантический океан, да ещё и с определёнными рисками. Мы за несколько недель покрываем 25-30 регионов России. Мир изменился, и в том, что делает коллектив Мариинского театра, нет ничего необычного. А вот то, что другие коллективы этого не делают, я нахожу несколько неестественным. Мариинский театр, как и другие, поддерживается из федерального бюджета, и нам никто не говорит каждый раз съездить в Магнитогорск. Это моё понимание задач творческих коллективов на этом этапе развития современной развития России.
Проведение Пасхального фестиваля, пояснил Валерий Абисалович, это принципиальная позиция Марииинского театра, который «никогда не был жирным котом, который наелся и спит».
Маэстро считает, что люди искусства обязательно должны, так сказать, выходить в массы. Причём на концерты должна приходить не только «элита», которая смогла приобрести недешёвые билеты, но и люди с минимальными доходами, а особенно он ждёт детей, которых называет лучшими людьми каждой страны.
– Нам более, чем важно, видеть в зале молодёжь: школьников, студентов. Без этого компонента, без этого ощущения всеохватности нашего обращения к публике нам немножко грустно, – отметил Валерий Абисалович. – Мы будем считать, что не попадаем в яблочко. Без детей, молодёжи, мне кажется, эти концерты теряют чуть ли не половину той необходимой составляющей, которую мы надеялись охватить, начиная этот фестиваль.
В Магнитке за организацию выступления Гергиева взялось концертное объединение. Оба концерта прошли во Дворце культуры им. С. Орджоникидзе.
Нам удалось попасть на вечерний концерт. Выступление собрало полный зал. На концерт пришли люди разного возраста и пола. Билеты начали буквально расхватывать ещё в первые дни. Мы заметили в зале магнитогорского епископа, чиновников, педагогов, сотрудников музеев и нескольких иностранцев.
Немало было молодых людей, некоторые родители пришли со своими детьми. Послушать оркестр мирового уровня удаётся не каждый день, поэтому все, кто хоть немного слышал классическую музыку, постарался попасть на концерт.
– Слушать записанные композиции и живую музыку – совершенно разные вещи. Я уверена, что люди, которые говорят, что не любят классику, просто никогда не были на концерте симфонического оркестра. На Гергиеве я впервые. Я ожидаю чего-то особенного, так как слышала, что у него абсолютный слух,
– поделилась одна из слушателей.
В зал долго не впускали: Валерий Абисалович всегда долго и педантично настраивал оркестр, чтобы звучание было идеальным. Только через 10 минут после ожидаемого начала концерта слушатели попали в зал.
Преимущество Валерий Гергиев отдал русским композиторам. Магнитка услышала произведения Глинки, Чайковского в первом отделении и Стравинского – во втором.
Оркестр жил на сцене словно один живой организм. Интерес у публики вызвал Лоренц Настуриц-Гершович – первая скрипка Мюнхенского филармонического оркестра.
Он играл на настоящей скрипке Страдивари. А мы заметили также, что знаменитый музыкант сидел сразу на двух стульях.
Горожане несколько раз поднимались на сцену, чтобы подарить цветы и поблагодарить музыкантов.
Букет получил и магнитогорец Сергей Крючков. Валерий Абисалович попросил выйти его на поклон в первый ряд.
От лица всего города за два прекрасных концерта оркестр Валерия Гергиева поблагодарил заместитель главы города Вадим Чуприн.
До следующего концерта остался ровно год!