Витраж, который 28 лет украшал магнитогорскую оперу, пойдёт на свалку?
Осенью появилась информация, что в театре оперы и балета из-за ветхости проведут замену оконных конструкций, и в том числе снимут уникальный витраж, подаренный городу художником
Константином Черепановым.
5 сентября оперный театр заключил контракт с ООО «Служба Оконного Сервиса» на
1,2 млн. рублей. Окончание работ запланировано на
20 ноября. Пока к ним ещё не приступили.
Корреспондент «Вечёрки» посетил театр и в последний раз зафиксировал уходящую красоту. Вместо витража вскоре появится стекло с плёнкой, на которой краской будет нанесён тот же рисунок. Визуально он будет выглядеть так же, но что потеряет искусство?
Художник Черепанов покинул нас в прошлом году. Последние 39 лет работал в нашем городе и оставил богатое творческое наследие.
В
1977 году после обучения в Ленинградском художественном училище имени Веры Мухиной Константин Прокопьевич приехал в Магнитку.
Ему она была близкой по духу, как и Тагил, где он родился. Оба города выросли возле промышленного гиганта.
Выпускница МГТУ
Марина Санджанова в 2015 году написала дипломную работу по истории искусств о Константине Прокопьевиче Черепанове под руководством
Ю.А. Савостьяновой и при поддержке
Татьяны Евгеньевны Хузиной. Девушка побывала в его мастерской и познакомилась с коллегами мастера. Вот что она написала в своей работе:
«Константин Черепанов был рад «работать для человека», именно поэтому по приезду сюда он занялся созданием интерьеров. Здесь его труд был востребован, и он активно участвовал в оформлении многих учреждений. Это во многом изменило облик нашего города: он приобрел не только новые черты, но и верного мастера, который на протяжении всей своей жизни способствовал творческому развитию Магнитки».
Среди зданий, которые украсил художник, были больница, Дом пионеров, пединститут, музыкальное училище, консерватория. Там появились как настенные росписи, так и гобелены – Черепанов творил в разных жанрах и направлениях. Но часто он обращался к теме уральских природных богатств и людей, которые смогли их оценить и преобразить.
В частности, одной из таких тем были сказы Бажова. Уральские самоцветы, играющие на солнце и притягивающие мастеров как магнит, сначала он отразил на своём
гобелене под названием
«Уральский сказ». Он стал предтечей витража в оперном театре, который появится через два года.
Полотно было огромным: около трех метров в высоту и приблизительно полтора метра в длину. Мастер создал его в
1987 году.
Марина Санджанова пишет:
«На гобелене прочитывается несколько сюжетных линий. Основная сосредоточена в центре: старец и ребенок (возможно, отец и сын) срывают цветы, похожие на тюльпаны, растущие сквозь уральские минералы, справа от них – загадочный образ молодой девушки, держащей в руках большой необычный цветок.
Она хранит в себе таинственное молчание, ее настроение передают грустные глаза. Их взгляды обращены вниз, в недра земли, туда, откуда возникли разнообразные земные породы и минералы. Внизу, в правой части гобелена, прочитывается силуэт Богородицы, возможно, такой образ возникает из-за многообразия различных линий (активизации абстрактного мышления). А на заднем плане горит солнце, на огромных кристальных минералах возвышаются пышные кроны деревьев».
Витраж абстрактно выразил ту же идею: отношения человека и камня, процесс творения из самоцветов произведений искусства.
«Колористическое решение включает в себя оттенки красного, желтого, белого и синего, которые при разном освещении - утреннем, дневном, вечернем - играют сложными яркими красками, будто все цвета радуги слились воедино! Выглядит это зрелище необыкновенно и, в зависимости от времени суток, совершенно по-разному»,
– пишет Марина Санджанова.
Того же мнения придерживается главный художник города
Александр Мельников:
«Свет, проходящий через натуральное цветное стекло, обретает одухотворённость, неповторимый чистый свет. Солнечный свет не теряет своих качеств и остаётся живым. И даже когда он падает на пол, сохраняется изначальный рисунок».
С плёнкой – другое дело, уверен художник. А больше всего жалко, что исчезнет единственный в нашем городе витраж, а новый уже может не появиться.
«Мы потерям натуральное стекло. Сейчас на территории СНГ его производят только в Беларуси. Из-за того, что оно дорого в производстве, традиция настоящего витража, как это принято в Европе, у нас утрачивается. Краска наносится на стекло и имеет пигмент, который рассеивает свет. Рисунок при отражении уже не сохраняется – будет просто размытое цветное пятно»,
– рассказал
Александр Мельников.
Пока нам не удалось узнать, как будет использовано стекло из витража. Интернет-журнал «Вечерний Магнитогорск» следит за развитием событий и расскажет, когда рабочие приступят к демонтажу витража.
P.S. За архивные снимки благодарим Марину Санджанову. Подписи к снимкам сделаны рукой Константина Прокопьевича Черепанова.