В чём разница?
Тонкости добровольного страхования разъясняет Объединение защиты прав потребителей.
КАСКО – это добровольное страхование, которое защищает интересы владельца транспортного средства. Даже если он сам станет виновником ДТП и его застрахованный автомобиль пострадает в аварии, выплаты по КАСКО возместят этот урон. Владелец авто получит деньги или машину отремонтируют за счет страховой компании. Тарифы устанавливает каждый страховщик самостоятельно.
ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Есть обладатель полиса ОСАГО своим автомобилем заденет чей-то бампер или наедет кому-то на ногу, его страховая компания возместит вред, нанесенный чужому имуществу или здоровью. Тарифы ОСАГО регулирует государство.
От чего зависят тарифы на КАСКО?
На это влияет много факторов:
- статистика угонов конкретной марки и модели транспортного средства в вашем регионе;
- цена запчастей и стоимость нормо-часа на станциях технического обслуживания для вашей марки автомобиля в вашем населенном пункте;
- возраст автомобиля;
- мощность двигателя;
- возраст и стаж вождения всех водителей застрахованного транспортного средства;
- их страховая история (основное – как часто они попадали в аварии и каких страховых выплат это потребовало);
- дополнительные услуги, включенные в полис (эвакуация, выезд аварийного комиссара);
- тип охранного устройства автомобиля;
- место ночной парковки – гараж, охраняемая стоянка или просто улица;
- другие условия (например, каско машины с правым рулем будет дороже).
Александра Потемина, юрисконсульт Объединения защиты прав потребителей советует:
«Можно сэкономить с помощью франшизы.
Франшиза – часть ущерба, которую не возмещает страховая компания. Вам это может быть удобно – не придется из-за каждой царапины обращаться к страховщику. И выгодно – франшиза существенно снижает стоимость полиса.
Существует два основных вида франшизы: условная и безусловная. При условной франшизе, если ущерб не превышает ее размер, вы ничего не получаете. Если же ущерб больше франшизы, страховщик выплачивает возмещение в полном объеме. Безусловная франшиза уменьшает страховую выплату в любом случае.
Франшиза бывает фиксированной в рублях или составляет долю от страховой суммы. Договор страхования может предусматривать и другие виды франшизы».
Существует два варианта страхового возмещения по КАСКО:
1.
Ремонт. Страховая компания может направить вас на одну из станций техобслуживания (СТО) и сама заплатить за ремонт вашего ТС. Вы заберете уже приведенный в порядок автомобиль.
2.
Деньги. Эксперты страховщика или независимая экспертиза определит размер денежной выплаты. Либо вы представите счета за уже сделанный ремонт как доказательство его реальной стоимости.
Способ возмещения убытков страховщик согласует с вами на этапе заключения договора и указывает в страховом полисе.
Если выбран ремонт, в договоре или правилах страхования должно быть написано, где именно будут чинить ваше ТС: у официального дилера или на специализированной СТО. Это влияет на стоимость полиса: дилеры обойдутся дороже.
Возмещение может учитывать или не учитывать износ заменяемых запчастей. Это тоже должно быть написано в полисе.
Что сделать перед покупкой полиса КАСКО?
1. Проверьте лицензию. Убедитесь, что выбранная страховая компания имеет действующую лицензию на автокаско.
2. Изучите термины. «Угон», «хищение», «ущерб», «полная или конструктивная гибель автомобиля» – эти термины страховые компании могут понимать по-разному. Внимательно прочитайте правила страхования, не стесняйтесь задавать вопросы до подписания договора.
3. Узнайте требования. В договоре и правилах страхования могут быть условия, которые вы не сможете выполнить. Например, не все закрытые автостоянки имеют охранную систему или имеют, но не могут подтвердить это документами.
4. Выясните, как действовать. Подробно изучите правила взаимодействия между страховой компанией и вами. Запомните, как быстро и каким образом вы должны сообщить компании о наступлении страхового случая. Невыполнение требований может сократить или вообще отменить выплату.
5. Уточните сроки возмещения. Как скоро вам выплатят деньги или отремонтируют автомобиль – это лучше выяснить заранее.
Правила страхования – неотъемлемая часть страхового договора: они должны быть прописаны прямо в тексте договора или приложены к нему. Внимательно изучите все условия перед покупкой полиса.
Что делать, когда наступил страховой случай?
Порядок действий изложен в правилах страхования. Общие правила такие:
1. если машину угнали или вы стали участником серьезного ДТП, сразу же сообщите о случившемся в полицию по телефону 102 или 112;
2. если есть пострадавшие, вызывайте скорую помощь: 103 или 112;
3. если произошел взрыв или пожар, звоните в пожарную охрану: 101 или 112;
4. сразу после этого сообщите о происшествии своему страховщику по телефону, указанному в полисе;
5. в срок, определенный правилами страхования, обратитесь с письменным заявлением в свою страховую компанию.
На дороге у вас всегда должен быть с собой комплект документов:
1. водительское удостоверение или временное разрешение на управление ТС;
2. свидетельство о регистрации ТС;
3. бумажный полис ОСАГО или распечатка электронного полиса;
4. информация о вашем полисе КАСКО: телефон страховщика, номер и срок действия полиса;
5. бланк извещения о ДТП и ручка для его заполнения.
Почему могут отказать в возмещении?Самые частые причины отказа в выплате по КАСКО:
1. Случай не является страховым по условиям договора. Внимательно изучите сам договор и правила страхования перед покупкой полиса.
2. Ущерб причинен не транспортному средству, а водителю или пассажирам. Каско не покрывает этот риск. Для этого понадобится отдельный полис – страхования жизни.
3. Застрахованное транспортное средство повреждено намеренно самим владельцем или допущенным к управлению водителем.
4. Автомобиль пострадал, когда за рулем был водитель, не внесенный в полис или вообще без водительских прав.
5. Автомобиль был поврежден, когда его использовали не как личный транспорт. Например, для автогонок, обучения вождению или как такси.
6. Водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
7. Ущерб вызван естественным износом транспортного средства.
8. Информация об обстоятельствах страхового случая оказалась недостоверной.
9. Страхователь не выполнил обязанности, установленные договором и правилами. Например, не поставил автомобиль на охраняемую стоянку на ночь. Или с большой задержкой сообщил об аварии.
10. Страховой случай произошел, когда срок действия договора уже закончился.
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права – например, задерживает выплату страхового возмещения, занижает его сумму или вовсе отказывается платить, обращайтесь с жалобой в Банк России.