Приключения автолегенды в Магнитке. Сегодня,
19 апреля, нельзя не отметить необычный юбилей. Легендарному автомобилю –
50 лет! Действительно, в этот день в
1970-м с конвейера Волжского автозавода съехали первые шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули». Два из них были синего цвета, и 4 - вишнёвых.
Начало выпуска было приурочено к
100-летию Владимира Ильича Ленина, которое отмечалось через три дня.
Продажи новинки начались в
августе 1970 года, а всего с
1970 по 1988 годы завод выпустил около
4,8 млн ВАЗ-2101.
Исходник «копейки» - итальянец
Fiat-124, который в
1967 году получил титул
«Автомобиль года» в Европе.
Но после испытаний в Советском Союзе стало ясно, что лучший европейский автомобиль года надо серьезно дорабатывать и усиливать. В целом конструкция Фиата претерпела более
800 доработок, которые по своей сути служили приспособлению ВАЗовского первенца к советским дорогам.
У нового автомобиля дорожный просвет увеличился на
11 мм, усиленны кузов с подвеской и установлены барабанные тормоза, обеспечивающие их более долгосрочную работу.
А ещё… появилось отверстие для рукоятки завода двигателя, которого почему-то не было на иномарках.
Машина после всех доработок потяжелела на
90 кг, но это компенсировалось более мощным мотором. «Копейка» получила новый двигатель с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. А вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применяемой итальянцами, поставили указатель температуры охлаждающей жидкости.
ВАЗ 2101 был адаптирован к суровой зиме. Без подогрева уверенно заводился при минус 25 градусов.
Магнитогорск же увидел, не по телевизору, «Жигули» только через год.
Рассказывает дочь Героя Социалистического труда
Ивана Дмитриева Ирина:
Наш отец работал на ММК старшим мастером блока печей мартеновского цеха. Однажды пришёл со смены очень радостным и сказал: «созываем семейный совет. Мне предложили талон на машину «Жигули».
Действительно, это был один из четырёх авто, которые пришли в город, и их решили распределить среди передовиков производства.
Ивану Андреевичу достался автомобиль ВАЗ № 1в Магнитогорске.
Металлург тогда ещё и ездить не умел, но освоил технику быстро, поскольку по сравнению с другими советскими легковушками ВАЗ-2101 был лёгок в управлении.
Один из автомобилей был стального цвета и все друзья говорили, что совсем не случайно именно он достался знатному сталевару Магнитки.
У «стального» ВАЗа уже
4-й хозяин. Когда он оформлял в РЭПе приобретение, то заметил, что в номере кузова после кодовых цифр, букв и большого количества нулей значится число
747. Значит наша магнитогорская «копеечка» - из первой тысячи легендарных советских малолитражек.
И до сих рассекает по дорогам Магнитки.
«Вечерний Магнитогорск» желает удачи всем владельцам автомобилей ВАЗ и поздравляет с золотым юбилеем достойного автобренда!