В Магнитке появится музей локальных конфликтов, в котором можно будет увидеть и потрогать оружие и предметы военного быта.Участники войн в Афганистане и Чечне объединяются под одной крышей и собираются создать военно-патриотический центр, который объединил бы штаб ветеранов боевых действий, аудиторию для проведения уроков мужества и интерактивный музей.
Проект музея.За реализацию проекта взялись Совет семей погибших защитников Отечества, Союз ветеранов Афганистана, Союз десантников России и Фонд инвалидов войны в Афганистане.
«В других городах, как, например, в Челябинске и Екатеринбурге, уже есть подобные центры. Мы давно мечтали о его появлении в нашем городе, искали место. Недавно администрация города выделила нам помещение в доме № 10 по проспекту Ленина под музей локальных конфликтов»,
– рассказывает председатель Союза ветеранов Афганистана в Магнитогорске
Эдуард Якушев.
На площади 180 квадратных метров разместятся 4 зала: фойе и один кабинет под музей, аудитория на 15 человек с видеопроектором, кабинет под ветеранский штаб, там же разместится Совет солдатских матерей.
Проект музея.Сейчас в Магнитогорске насчитывается около 3,5 тысяч ветеранов боевых действий, происходивших после 1945 года. Наши земляки воевали не только в Афганистане и Чечне, но и Лаосе, Вьетнаме, Египте. Несколько магнитогорцев воюют в Сирии.
Ветераны локальных конфликтов полны сил и готовы работать с молодёжью, в том числе призывниками: рассказывать, как воевали, показывать оружие и предметы военного быта, теперь ставшие экспонатами, учить стрелять.
Проект музея.Эдуард Якушев вспоминает, какое яркое впечатление на него в юности произвело оружие Великой Отечественной войны, которое ему довелось подержать в руках, и уверен, что сегодняшним мальчишкам будет не менее интересно, из чего стреляли советские солдаты в Афганистане.
В числе экспонатов будут разряженное оружие, армейская палатка, каска, бронежилеты, личные вещи погибших магнитогорцев. Всё это можно будет не только увидеть, но и потрогать.
Посещение музея будет частью большой образовательной программы.
Сейчас в городе наберётся около двух десятков военно-патриотических клубов, воспитанники которых ещё в школьном возрасте знакомятся с правилами армейской жизни. Ветераны мечтают, что их центр сплотит их и придаст общий вектор развития.
Они планируют согласовать с управлением образования и сделать регулярными уроки мужества, первый опыт которых ветераны получили, выступая в школах вместе с членами Общественной молодёжной палаты при МГСД.
Эдуард Якушев на одном из уроков мужества.Главной целью для себя они видят в том, чтобы жители и местные власти увидели востребованность музея, что даст им возможность расширить свою деятельность в городском и областном масштабах.
Эдуард Якушев рассказывает, что уже сейчас стоит очередь из желающих посетить музей. Однако пока там идёт ремонт. Уже заменены окна, отделаны потолки. Сейчас ветераны принялись за полы. Со стройматериалами им помогают спонсоры, а ремонт ветераны боевых действий делают своими руками и шутят, что умеют не только воевать, но и созидать.
Как помещение музея выглядит сейчас.Так, активное участие в ремонте принимает член Фонда инвалидов войны в Афганистане Степан Рочев. Несмотря на то, что мужчина лишился ноги, он ведёт активный образ жизни: совершает прыжки с парашютом, участвует в туристических походах, увлекается сельским хозяйством. Когда было принято решение организовать музей, он был в числе первых, кто откликнулся на призыв о помощи.
Ветераны не просят помощи в обустройстве музея, но на стройматериалы, покупку витрин и стеллажей им необходимо около 1,5 млн рублей. За поддержкой они обратились к депутату ГосДумы РФ от Магнитки Виталию Бахметьеву и уже получили положительный отклик.
Музей – не единственная инициатива ветеранов боевых действий. В первую очередь, они хотят обновить памятники на левобережном кладбище. Они не менялись там с момента установки, на протяжении 30 лет.
Кроме того, «афганцы» и «чеченцы» считают, что им пора обзавестись своим сквером или площадкой на 1,5 тысячи человек, где они могли бы собираться для проведения мероприятий.
Там же должен появиться памятник участнику локальных конфликтов. Есть стела на кладбище, но она стала мемориальным местом, а что для живых?
Так как ветераны представляют из себя консолидированную группу представителей разных родов войск и участников нескольких конфликтов, то памятник, по их мнению, должен быть универсальным. В нём себя должен узнать и десантник, и пограничник.
На изготовление памятника ветераны готовы сложиться, но пока нет даже места на примете, где такое место могло бы появиться.
Магнитогорских ветеранов заинтересовал опыт Екатеринбурга, где установлена скульптура, получившая название «Чёрный тюльпан»: склонившийся воин, окружённый лепестками с именами погибших в войнах горожан.
К слову, в соседнем Белорецке в прошлом году появилась аллея воинской славы в сквере, посвящённом воинам-интернационалистам. Скульптурную череду открывает памятник погибшим в Афганистане,
за ним следуют памятники родов войск. Их установили на средства воинских союзов.
Участники локальных конфликтов готовы объединиться и подхватить знамя патриотического воспитания из слабеющих рук ветеранов Великой Отечественной воны. Готово ли к этому общество?