Наш короткий рассказ о незаурядном событии.Двенадцатого августа в России отмечался День Военно-воздушных сил.
Ещё в
1912 году, именно в этот день, по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому был создан Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.
Ныне у ВВС своего рода юбилей –
105 лет.
В Магнитогорске он прошёл незаметно. Лишь несколько бывших служивых проследовали по улицам города с флагами Военно-воздушных сил.
Почему так скромно? За разъяснениями мы обратились к главному организатору всех военных праздников в нашем городе, первому заместителю Совета ветеранов
Василию Муровицкому.
«Сегодня этот праздник называется Днём Военно-космических сил. В Магнитке его отмечают намного скромнее, чем другие воинские даты.
Несколько лет назад на левобережном аэродроме мы проводили массовые и зрелищные праздники. В небе показывали красочное шоу лётчики нашего авиаклуба. Парашютисты демонстрировали искусство точного приземления»,
- рассказал Василий Константинович.
«Но вот уже несколько лет у нас нет клуба, который раньше объединял авиаторов. Поэтому традиция потерялась.
Но мы попробуем в следующем году собрать ветеранов и провести митинг у монумента «Тыл –Фронту». Это будет естественно. Ведь почти половина магнитогорских Героев Советского Союза, увековеченных на Аллее Славы, были лётчиками!»
Магнитка дала стране немало известных военных асов. Мы помним имена
Ивана Павлова, дважды Героя Советского Союза,
Ивана Бибишева, повторившего подвиг Николая Гастелло,
Леонида Дёмы, в честь которого назван Дом обороны в Магнитогорске,
а также
Павла Поповича, советского космонавта № 4.
А недавно мы узнали, что командир легендарной пилотажной группы
«Стрижи»,
поразившей своим мастерством полмира, тоже наш земляк.
Это
Сергей Осяйкин. Выпускник магнитогорской школы № 5.
Пару дней назад в подмосковном Алабине более ста тысяч человек наблюдали за авиационным фестивалем, в котором участвовали «Стрижи», руководимые Сергеем Ивановичем.
А месяцем раньше пилотажная группа была в Магнитогорске на праздновании Дня города и металлургов.
Нам посчастливилось не только посмотреть зажигательное авиашоу, но и встретиться с самым главным из «Стрижей».
ВМ:
- «Сергей Иванович, в чем отличие пилотажника от других летчиков?»
Сергей Осяйкин:
- «Главная специфика нашей работы в том, чтобы показать возможности авиационной техники. Правильно, грамотно и красиво. А также и мастерство пилотов.»
ВМ:
- «Это главная задача?»
Сергей Осяйкин:
- «Не совсем. Прежде всего, мы занимаемся боевой подготовкой. Это основная задача. Все фигуры высшего пилотажа применимы в воздушных боях.
Мы летаем по всем тем программам, что и у военных летчиков строевых частей. Бываем на полигонах, проводим воздушные бои, перехваты воздушных целей, пуски ракет и так далее».
ВМ:
«Вы посетили десятки городов мира. Какой из них лучший?»
Сергей Осяйкин:
- «Ответ очень простой – Магнитогорск»
ВМ:
- «Как он смотрится с высоты полёта стрижей?»
Сергей Осяйкин:
- «Наш город выглядит очень красивым. Сверху особенно заметно, что он быстро растёт. Я по-прежнему считаю Магнитку родным городом, хотя давно уже здесь не живу.
Помню школу, учителей, друзей по двору. Даже довелось поговорить по телефону с моим преподавателем географии Ларичевым Сергеем Васильевичем. Многие страны, о которых он рассказывал в школьные годы, я увидел своими глазами… но только с высоты птичьего полёта (смеётся)».
ВМ:
- «Как вы добирались от подмосковной Кубинки, где базируется авиагруппа, до Магнитки?»
Сергей Осяйкин:
- «Как говорится, своим ходом. На МИГ-29. Хотя по времени, как и на гражданском самолёте – 2 часа. По всем правилам прохождения воздушного коридора».
ВМ:
- «Некоторые мальчишки мечтают попасть в состав пилотажной группы. Сколько нужно времени, чтобы стать таким, как вы?»
Сергей Осяйкин:
- «Мы берем к себе пилотов из частей ВВС. Как правило, не ниже второго класса, а в основном первоклассных мастеров. Их готовим два года. Но чтобы они уверенно начали летать на показах, этого мало. Необходимо примерно еще пару лет. Это очень длительный путь, который требует много времени и работы. Первые два года – это простые воздушные элементы без перестроения.
У нас нет такого: достиг определенного уровня мастерства и остановился. Мы постоянно учимся».
В прошедший праздничный день мы позвонили Сергею Ивановичу и поздравили его и всю пилотажную группу, передав привет от жителей Магнитки!
Справка ВМ:Первый демонстрационный показ «Стрижей» состоялся
6 мая 1991 года.
Все последующие годы «Стрижи» неоднократно представляли нашу авиацию в Малайзии и Бельгии, Таиланде и Венгрии, Голландии и Болгарии, США и Вьетнаме, Китае и Монголии, Германии…
На выставке в Малайзии «Стрижи» получили звание «Лучшая пилотажная группа мира».
Они неизменные участники Московского (МАКС) и других международных авиасалонов, известных выставок техники военного и двойного назначения.
И главное, конечно, не проходили без «Стрижей» парады в честь Дня Победы!
В комплекс выступлений входят уникальный элемент: «бочка» в смешанном строю из разных типов самолетов. Это не удавалось еще ни одной пилотажной группе в истории мировой авиации!
Не так давно «Стрижи» стали исполнять новый элемент программы: шестерка самолетов выполняет петлю с выпущенным шасси и включенными фарами.