Магнитогорск задумывался как идеальный город, но идеал был у каждого свой. Мы продолжаем вести рубрику «ГлазамиДетей». Начинающий журналист Анастасия Твердунова прислала нам свою статью-исследование о том, каким мог бы быть Магнитогорск. Девушка интересуется краеведением. Источников вдохновения для Анастасии была дипломная работа Марии Лебедевой.
Далее – слово автору. Знали ли вы, что наш Магнитогорск задумывался как идеальный город? Да, это утопия, но во времена СССР это была мечта – единая, общая для всех. Каким представляли наш город? Мы выбрали для вас 3 самых необычных и интересных проекта. Что ж, давайте посмотрим…
Город-садКаждый правильный четырёхугольный участок города, не разделённый на кварталы, включал в себя шесть пятиэтажных зданий со спальными ячейками, клубом, столовой и детскими учреждениями. Традиционных улиц не было – жилые участки разделяли лишь узкие проезды, на которые выходили вестибюли корпусов. Дороги вели к большой магистрали, соединяющей город с заводом. Зелени и в этом проекте было много, только она украшала лишь внутренние дворики.
Пытаясь обезопасить жителей Магнитки от вредных выбросов с завода, жилую застройку предлагалось перенести за десятки километров от предприятия, к озеру Банное. Ежедневно перевозить 40-50 тыс. рабочих на завод и обратно должен был паровоз.
Наиболее вероятное время создания проекта – 1930 год. К этому времени завод уже был спроектирован, а плана города ещё не было.
Линейный городВ проектах линейного города Магнитогорска как города не существует – его заменяет система расселения, позволяющая человеку уйти от стресса городской жизни и поселиться в максимальной близости с природой.
На чертежах города-линии Магнитогорска завод – точка, из которой расходятся «лучи» жилых районов.
Однако транспортная система в отечественных линейных городах была продумана плохо. Советские архитекторы надеялись на скорое появление доступного каждому личного транспорта. Думается, причинами этих надежд были планы правительства по скорейшей индустриализации страны, результатом чего должен был стать обещанный многочисленными лозунгами рост благосостояния граждан.
Дома-коммуны и жилкомбинатыДля служащих проектировались двухэтажные деревянные (рубленые) дома на две семьи. Но отдельно стоит сказать о внутренней планировке и расположении квартир: каждая из них располагалась на двух этажах: первый этаж – кухня и общая комната (столовая), второй этаж – спальня и кабинет. В проекте четырехквартирного дома жилые ячейки располагались на одном уровне и состояли из спальни (около 10 м2), кухни-столовой (около 18 м2), передней, кладовой и уборной. Каждая квартира имела небольшой приусадебный участок.
Авторы проектов основное внимание уделяли разработке функциональных вопросов. Проблема внешнего облика жилища волновала их меньше, тем более, что основная по объему часть жилых домов предназначалась для обычных квартир, тип которых был хорошо известен архитекторам по опыту проектирования еще в дореволюционное время доходных домов.
Жилые корпуса для несемейных рассматривались многими участниками конкурса как общежития, а не как новый тип жилища с принципиально новым бытовым укладом.
Вот таким мог быть наш с вами город. На мой взгляд, хорошо, что он таким не стал.
Почему же эти идеи не воплотили, спроситe вы?
Во-первых, вывоз рабочих на комбинат и обратно обошёлся бы слишком дорого. Да и постройка железнодорожных путей вышла бы тогда в копеечку.
Во-вторых, кроме транспортной проблемы, не была учтена в проектах и другая – болотистые берега озера, которые не позволили бы построить город достаточно больших размеров.
В-третьих, многие проекты в принципе невозможно было воплотить в силу дороговизны.
Анастасия Твердунова,
кружок журналистики «10 этаж»