В области дистанционной торговли наведут порядок.В минувший четверг в администрации состоялась пресс-конференция, посвящённая Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта).
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) традиционно разрабатывает для этого дня «специальную» тематику.
Девиз этого года
«Цифровые рынки – справедливые и честные». Правозащитники таким образом привлекают внимание власти и бизнеса к проблемам защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети интернет и призывают положить конец нечестным сделкам.
Пока на практике количество недобросовестных продавцов, да и просто мошенников во всемирной паутине только растёт.
Соответственно, растёт и количество обращений в специальные инстанции со стороны огорчённых потребителей.
В первую очередь россияне (в том числе и магнитогорцы) идут за помощью в Объединение защиты прав потребителей (ОЗПП) и территориальное управление Роспотребнадзора.
Первую организацию представлял её председатель
Владимир Зяблицев, вторую — главный специалист-эксперт
Ольга Ковалевская.
Профессионалы своего дела рассказали пришедшим на пресс-конференцию людям о том, как не стать жертвой интернет-мошенников.
Для этого, прежде, чем заключать сделку, нужно обратить внимание на то, как оформлен продающий сайт. Если на нём нет контактов его владельцев и т. д., есть большая вероятность того, что ресурс создали нечестные люди.
Во-вторых, нужно сразу прояснить вопрос с возвратом посылки продавцу, если покупка не устроит.
И в-третьих, анонимных закупок лучше избежать.
Эксперты озвучили показательную статистику: количество обращений в сфере дистанционной торговли за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза.
Подобные негативные тенденции подпитываются «дырами» в законодательстве.
Однако лёд, кажется, тронулся. В ближайшее время депутаты Государственной Думы рассмотрят во втором чтении дополнения в закон «О защите прав потребителей». И если данные изменения будут приняты, то деятельность агрегаторов информации о товарах и услугах, будет законодательно регламентирована.
Под регулирование попадут такие известные сайты, как AliExpress и Авито.
Если в общих чертах, подобные сайты хотят заставить нести ответственность за достоверность публикуемой информации.
Это, считают специалисты, дисциплинирует наш бизнес.
«Правильная мера. Жаль только, что на её принятие уходит столько времени»,
- заметил Владимир Зяблицев.
К слову, и Владимир Иванович и Ольга Михайловна в один голос утверждают, что местные интернет-магазины отличаются ответственным отношением к своей работе. Нарушения, как правило, не носят критического характера и быстро устраняется. Чего не скажешь о зарубежных (особенно китайских) торговых порталах, делая покупки там, человек сознательно идёт на риск.
Кроме того, участники пресс-конференции констатировали резкий рост обращений потребителей на нарушение их прав. В связи с тем, что количество урегулированных в досудебном порядке споров сокращается, граждане стали чаще обращаться за защитой своих прав в судебные и надзорные инстанции. Причём в
85% случаев суд встаёт на сторону разочарованного покупателя. Но исполняются правильные судебные решения лишь в
15%.