А вы знали? Часть первая
22:01, 17 мар 2018 Общество
Автор: Оксана Ладова Прочитали: 2 907 Комментарии: 0
Рассказываем три малоизвестных факта о Магнитке.
Мы почерпнули их из краткой энциклопедии «Магнитогорск», изданной в 2002 году под редакцией Б. А. Никифорова. Авторы заметок – магнитогорские историки и краеведы.
Факт первый. Предтеча трамвая
Краевед Владимир Баканов рассказывает о городском поезде, который курсировал по городу с 8 августа 1930 года по приказу заместителя управляющего строительством Валериуса.
Поначалу рабочих возили на грузовых машинах, но этот способ был затратным и малоэффективным, поэтому было введено «регулярное железнодорожное движение».
И речь шла не о трамваях, а он настоящих поездах, которые курсировали по уже проложенным веткам.
Одна от Ежовки к вокзалу, от вокзала вдоль заводской площадки, к заводуправлению и далее на профсоюзную и первую плотину с остановками: «Ежовка», «Американский городок», «Вокзал», «Домна», «Заводоуправление», «Сортировочная», «Сосновка», «Плотина».
Второй маршрут шёл от гранитного карьера через кирзавод, литейный цех и сортировочную в город.
На обоих маршрутах ходили 8 поездов, по четыре на маршрут, а с Гранитного карьера – в 5 часов 44 минуты; в вечерние – в 18 часов 10 минут и в 18 часов 13 минут.
Поезда делали по четыре пробежки, перевозя рабочих бесплатно. Время в пути – 15-20 минут, а остановками в конечных пунктах около часа.
Поезда ходили вплоть до пуска первой очереди трамвая. Первый трамвай вышел на линию 15 января 1935 года.
Факт второй. Личный кучер
Из заметки краеведа Лидии Бакановой мы узнали, что с начала строительства ММК в штате числились кучера и конюхи, которые обслуживали руководящих работников стройки в их поездках по служебным делам, а также перевозили грузы.
В ноябре 1935 году даже объявляется о категорировании кучеров, согласно которому они делятся на четыре категории – две пароконных и две одноконных.
К первой пароконной относились кучера, обслуживающие пару лошадей из числа лучших по качеству, ко второй – пару, средних по качеству. По такому же принципу распределялись одноконные кучера.
Оплата труда устанавливалась по категориям: пароконным платили больше. Это положение действовало, очевидно, до конца 1940-х.
Факт третий. Яблоко магнитогорское десертное
Массовое садоводство в Магнитке появилось в начале 1950-х, а первые – ещё в 1935 году. Хотя о самой возможности разведения садов на Урале писал И. В. Мичурин магнитогорским рабочим ещё в 1931 году, пишут краеведы Афонин и Ибатулин. В то время в условиях степного Зауралья не выращивались даже помидоры.
В 195-1936 годах при застройке посёлков имени Горького и Блюхера часть владельцев высадила плодовые деревья и кустарники. Тогда был организован опорный пункт НИИ садоводства им. Мичурина. Энтузиасты вели работу по акклиматизации крупноплодовых деревьев и выведению новых сортов груш и яблок.
Один из сортов яблонь «Магнитогорское десертное» прижилось и до сих пор живёт в городских садах. По сей день растёт там и крупноплодовая украинская вишня, черенки который были привезены из Киева в 1935 году.
Первые садоводы участвовали во всесоюзных выставках, а с 1956 года стало регулярным проведение городских и межрайонных выставок. Было организовано общество охраны природы и садоводства.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter