Иногда мы публикуем тематические статьи на сложные бытовые и социальные темы. В роли спикеров обычно выступают специалисты в своей области. В этот раз авторство статьи принадлежит психологу городского центр социальной помощи семье и детям Натальи Здоровецкой.Жизнь семьи, как и жизнь людей, бывает очень хрупкой и уязвимой. Для кого-то она может быть долгой и счастливой, а для кого-то имеет свою историю превращения в семью со статусом – неполная. Неполными мы называем семьи, где основным воспитанием и защитой интересов ребенка занимается один из родителей или близкие родственники. Как правило, возникают такие семьи по причине смерти одного из супругов, рождения ребенка вне брака или бракоразводного процесса. Потеря полноценной семьи тяжкое испытание для взрослого, она переживается долго и болезненно. Для ребенка потеря полноценной семьи иногда сказывается на протяжении всей жизни.
Самая распространенная причина, по которой возникает неполная семья - это бракоразводный процесс. Конечно, бывают случаи, когда партнерские отношения сохранять не только невозможно, но и нецелесообразно. И тогда лучший выход - развестись. Ребенку важнее видеть своих родителей спокойными и счастливыми, пусть даже по отдельности. Больший стресс он получает, находясь в конфликтной обстановке, предшествующей ситуации разлуки. Частые скандалы родителей, напряженная атмосфера в доме формируют в детях чувство неуверенности, беспокойства и ощущения незащищенности. Стоит рассмотреть развитие отношений «мать-отец-ребенок» на всех этапах развития ребенка и понять каким образом роль каждого родителя способствует формированию ребенка как личности. Затем понять, что Вы можете сделать в данной ситуации для своего любимого чада.
От года до полутора лет главную роль в жизни маленького человека играет мать, которая дает своему дитя чувство безопасности и защищенности. Присутствие отца учит его различать мужчин и женщин. Ребенок по-разному реагирует на отца и мать, пытаясь приспособиться к ним для получения удовольствия при общении.
С двух до шести лет идет формирование себя по образу и подобию мужчины и женщины. Мальчики играют в игры с машинками, узнают, что интересует отца или старших братьев, как они ведут себя друг с другом и с женским полом. Учатся быть мужчинами, взяв за образец их поведение. Соответственно, девочки хотят быть похожими на своих прекрасных мам, сестер, т.е. на женскую половину семьи.
К четырем годам зависимость сына от матери трансформируется в романтические чувства, он проявляет любовь к матери, желая жениться на ней в будущем. В эти моменты закладывается его «особое» отношение к противоположному полу. На момент романтической любви сына к матери, важно, чтобы мать не привязывала к себе ребенка слишком сильно. Это даст ему возможность отстраниться от нее, когда это будет необходимо.
Когда в неполных семьях родители испытывают чувство вины за то, что ребенку приходится жить без отца или матери, они берут на себя сразу две роли: роль матери и роль отца. Материнского тепла и ласки становится меньше, а на смену приходит строгость, контроль, сдержанность в проявлении эмоций и опасения, что не справится с ролью родителя. Замечания, критику и даже подзатыльники от отца и матери дети воспринимают по-разному. От отца как и должно быть, а от матери на подсознательном уровне, как потерю любви. И тогда они всеми способами пытаются обратить на себя внимание и вернуть то, что им принадлежит по праву – материнскую ласку и любовь. Другой вариант – дети просто выбирают позицию полного подчинения и вырастают инфантильными, предпочитающими доминирование женщины. Можно понять мамочку, одну оставшуюся с ребенком - все свое женское тепло и ласку она хочет подарить любимому чаду, а общение с мужским обществом, ставшим непонятным для нее, сводится к минимуму. Хорошо, что природа дала возможность ребенку разграничивать мужскую и женскую роль на уровне инстинктов. И если давление со стороны матери не такое уж сильное, сын покажет матери своим поведением, что он хочет исполнять роль парня, бунтуя и отстаивая свои интересы.
Вы мама и одна воспитываете сына? Дайте ему возможность проводить время с другими мальчишками, получать удовольствие от мальчишеских игр и развивать мужские интересы. Присутствие отца, пусть это будут даже кратковременные встречи, поможет обрести уверенность в формировании мужского типа поведения. Если папы нет, то в жизни ребенка обязательно должен появиться взрослый значимый мужчина. Для развития ребенка очень важно, чтобы он сталкивался с мужским и женским мышлением.
При воспитании дочерей мамы ведут себя более уверено. Задача матери показать дочери верную модель отношений «мужчина-женщина» через свое отношение к мужчинам - коллегам по работе или знакомым. Главное, чтобы образ мужчины не стал для девочки нереально идеальным или, наоборот, пугающим. Не имея возможности видеться с родителем, дети часто создают для себя его воображаемый образ. Мудрая женщина уважительно относится к создаваемому ребенком образу и не пытается унизить отца, как бы она к нему негативно не относилась. Отсутствие одного из родителей, девочки переживают внутри себя и могут не показывать грусть и обиду. У мальчиков же наоборот гнев и агрессия направлена на окружающих. Самое болезненное переживание расставания с отцом у девочек происходит в возрасте от двух до пяти лет, у мальчиков - от пяти до семи. Хорошо, если у ребенка есть братья или сестры, тогда обстановка в доме более благоприятная. Среди детей организуется забота старших о младших, дети более самостоятельные и эмоционально поддерживают друг друга. Чаще оставляйте ребенка в полных семьях близких родственников, там он не чувствует себя чужим и учится взаимосвязи, существующей в полных семьях. Эффективным является общение с дедушкой, где формируются отношения отец-ребенок.
Ваш ребенок достиг подросткового возраста. У родных возникают проблемы в общении и взаимопонимании с подростком. В неполных семьях добавляется страх в одиночку не справиться и потерять связь с ним. Против бунтарского поведения моральные нотации не помогают. Контроль и подозрения раздражают подростка. Но как бы они ни отстаивали свои свободу и право на самостоятельность, не зная жизни, подростки нуждаются в советах и рекомендациях взрослых, - так они чувствуют любовь и заботу, как прежде. Родитель дает понять, что ему не все равно, как ведет себя сын или дочь в обществе, с учителями, друзьями, соседями. Можно пригласить сына или дочь вместе обсудить складывающуюся ситуацию, как взрослые люди. Главное, чтобы это был убедительный разговор в необходимости именно такого поведения, а не гневные или нудные разборки. Выражайтесь ясно и твердо. Если подросток не дает вам той реакции, на которую вы рассчитываете, он все равно вас услышал.
В семьях, где дети переживают смерть одного из родителей, свои психологические трудности. Здесь важно сохранение родственных связей, которые обеспечат эмоциональную поддержку и компенсируют нехватку в общении. Как правило, оставшийся родитель пользуется уважением и вниманием со стороны родственников. Семейная утрата сплачивает членов семьи и учит бережно относиться друг к другу, воспитывая в ребенке это ценное качество.
Психологи выделяют еще один тип неполной семьи. Это функционально неполные семьи. По документам есть мама и папа, между родителями заключен брак, но по тем или иным причинам, родители не выполняют полноценно свои родительские обязанности, не участвуют в жизни ребенка так, как это необходимо. И тогда ребенок берет на себя излишнюю ответственность за всю семью. Часто такие дети отказываются от своих стремлений, мечтаний, а выбирают беспокойство за будущее своей семьи. Будучи даже маленькими, они пытаются помочь взрослым решить их «взрослые» проблемы: «Мне жалко, что мне всего 10 лет. Я стараюсь учиться хорошо. Я бы открыла фирму, где работал бы папа. Мама перестала бы ругать его... Ведь когда проблемы решатся, все же должно быть хорошо?».
Да, сложности в воспитании детей могут существовать в любой семье, будь она полная или нет, каждую семью стоит рассматривать в отдельности. Просто родителям в одиночку сложно справляться с возникающими проблемами, включая материальные, а от них порой зависит все остальное. Справиться со многими трудностями возможно, если вы будете сотрудничать с ребенком, ведь вместе можно преодолеть многое. Будьте с ним всегда честны и правдивы, старайтесь понять и услышать его. Создавая и поддерживая теплые, искренние отношения в семье, каждый будет чувствовать себя счастливым!
«МУ Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорск
Психолог Здоровецкая Н.А.