Ребёнок и смартфон: Чем чревата такая дружба?
13:04, 19 авг 2018 Общество / Родители и дети
Фото: Mama.ua
Автор: Вячеслав Кавелин Прочитали: 1 895 Комментарии: 0
Психолог рассказывает, как уберечь детей от «гаджетной» зависимости.
С самых первых минут жизни дети видят, как взрослые используют цифровые технологии. Вот папа сфотографировал крошку на руках у счастливой мамы.
Спустя пару минут он же звонит новоиспеченным дедушкам и бабушкам по мобильному телефону или выкладывает получившиеся фотографии в социальную сеть. Смартфоны, планшеты и цифровые фотоаппараты позволяют нам фиксировать каждый момент в развитии малыша и каждое важное событие в его жизни. И вот наступает момент, когда малыш, едва научившись хватать вещи собственными крохотными пальчиками, словно инстинктивно понимая, как работает сенсорный телефон, тянется за родительским гаджетом. С этой минуты, если любое цифровое устройство будет замечено в Ваших руках, будьте уверены: дети тоже захотят подобное.
Итак, сколько же времени ребенок может уделять всевозможным цифровым устройствам? Ответ врачей и психологов однозначен: до 2-х лет нисколько.
Мозг ребенка усиленно растет в первые два года жизни, причем развивается он благодаря воздействию внешних стимулов. Ни одна игра на планшете не заменит для юного мозга сенсорных ощущений при игре в кубики. Немаловажен и разговор с ребенком: слыша слова и голоса взрослых, дети учатся понимать язык, у них формируются навыки коммуникации.
Для дошколят время, которое можно провести у всевозможных экранов, разнится. Врачи и педагоги либо полностью запрещают контакт с гаджетами или выделяют не более часа в день на «цифровую игру». Для младших школьников использование цифровых устройств допускается только для учебы. Как бы то ни было, в данном вопросе важно не переусердствовать. Вот чем, например, может обернуться слишком тесное взаимодействие ребенка и цифрового устройства.
1. Дети, много времени проводящие с гаджетом, часто жалуются на боль при чтении. Связано это с тем, что долгие «цифровые игры» не позволяют сформироваться «правильной» для чтения и письма динамике работы глазных мышц. Ребенку сложно фокусировать взгляд и удерживать его на статичном объекте, потому что глаза привыкли наблюдать за движущимися яркими объектами в играх.
2. Еще одна проблема, которая может проявиться при обучении чтению – нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. И способствует этому хаотичное движение объектов, которое применяется в цифровых играх.
Чтобы чтение было для малыша комфортным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма.
3. Другая проблема юных «цифровых аборигенов» – нарушение ритма дыхания. Понаблюдайте за ребенком во время игры на смартфоне: он порой настолько увлечен, что даже «забывает» дышать. А это причина кислородного голодания мозга.
4. Ваш ребенок виртуозно обращается с клавиатурой? Подождите гордиться. Этот навык существенно уступает ручному письму, которое помогает концентрировать внимание и лучше запоминать написанное.
5. Долгая «цифровая игра» рождает зависимость от гаджетов. Обратите внимание, как меняется настроение ребенка, когда истекает время, выделенное на использование гаджета, и когда запрет снят, и устройство снова доступно. Возможно, после пользования гаджетом малышу сложно переключиться на новую деятельность, он словно «застревает» в игре или проявляет раздражительность и агрессивность, если гаджет недоступен.
Даже при таком количестве неприятных последствий, не стремитесь запретить все и вся. Но и закрывать глаза на возможные проблемы не стоит, руководствуясь принципом «Все так делают, и ничего». Задача родителей – научить детей использовать технологии на пользу себе, применять их для саморазвития и расставлять приоритеты: не позволять гаджетам затмевать другие аспекты жизни. И главное, моделируйте правильное поведение детей личным примером, взяв под контроль собственную возможную «цифровую увлеченность».
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter