Они хотят откровенно поговорить с земляками о нашей жизни.14 сентября стартует один из самых массовых городских фестивалей «Карнавал у Пушкина».
В его рамках традиционно проводится мероприятие с интригующим названием – «Балкон поэтов». Площадка привычно вызывает полемику и провоцирует дискуссию о магнитогорской литературной школе. Нам удалось пообщаться с его организатором, литературоведом и поэтом
Татьяной Таяновой.
- Какие современные тенденции в поэзии вы видите? - Начну с того, что есть понятия так скажем, вечные категории, которые не зависят от веяния времени, их ценность не под диктатом трендов моды.
Вечные категории – любовь, совесть, семья, вина, истина… Сюда же можно отнести поэзию, которая, как и музыка, для меня есть высшая ступень и форма искусства. Так как «работает» непосредственно сердцем и «срабатывает» лишь от сердца к сердцу.
Говоря о главных тенденциях развития этой вечной «субстанции» духа, можно сказать то, что было актуально и 100, и 200 лет назад. Есть поэзия. И есть непоэзия. Подделки под неё. Есть поэты. И есть непоэты. А вот умение отличить одно от другого - результат образования, начитанности, следствие собственной способности к творчеству, тонкий слух, вкус, чутье, интеллигентность…
Для меня всегда главное мерило -глубина. Если она есть, если не видно дна, если есть возможность даже из небольшого количества строк вычерпывать пласты смыслов и ловить в них при этом разноголосицу чувств, то это стихи.
А ещё в хорошем стихотворении должна быть Тайна. И полное отсутствие цинизма. «Циник не может быть поэтом», - говорила Цветаева.
Откровенность просто обязана быть бесстрашной и честной. В соответствии с правилом Боба Дилана, говорившего: «Стихотворение – это голый человек».
- В основном вы приглашаете молодых поэтов. Что можно сказать о творчестве молодежи и какими вы видите их стихи? - Если давать краткую характеристику, то я вижу это так: мало иносказаний, пониженная образность, мало чистой литературной нормы, прозаизмы, бытовизм. Разговор с кем-то, приближенный к живой – сырой – неотточенной устной речи. Взрывы эмоций, а не спокойствие. При этом иронии меньше, чем раньше.
Всё больше серьезно об очень серьёзном. И далеко не только про любовь (судьба страны и мира, судьба души, плененной удушливым урбанистическим бетоном и пойманной сетью, глобальные трудности коммуникаций, одиночество и его преодоление, крик в поисках другого, но с верой в ответ).
- Чем «Балкон поэтов» этого года будет отличаться от предыдущих? - В первую очередь возрастет количество участников именно среди авторов собственных произведений, а прозаиков почти не будет. Возрастёт также количество авторов – исполнителей собственных песен, возможно, из-за отмены бардовской площадки в этом году. Тех, кто представляет чужое творчество, немного. Как и в прошлом году, у нас не балкон, а цех.
Декорационный цех театра. Нам даже предлагали переименоваться в «Цех поэтов», памятуя о славном прошлом русских акмеистов, но мы не стали.
Муза приживется и в цеху, конечно, но метафизически ей лучше оставаться на «балконе»- она должна быть выше, хотя бы немножко выше, города – чтобы лучше его видеть и говорить с ним, как и положено вблизи неба, а не земли.
- Каких местных современных авторов вы могли бы посоветовать почитать землякам?
Я недавно писала статью о новой книге Александра Ерофеева «Глаголы несовершенного вида». Она стала предисловием к ней. Советую всем. Как и книгу его же переводов «Из разных авторов и лет»! Неспешная мудрость Александра – таблетка смысла посреди нашей беглости, спешки, суеты… Душе всегда нужны такие остановки. Для вздоха и отклика.
Фестиваль «Карнавал у Пушкина» это отличная возможность не только насладиться эмоциями в стихах, но и попробовать себя в качестве автора, дать возможность другим оценить ваше творчество.
Все желающих ждут
14 сентября в 17:00.
Текст: Ульяна Лукина