А знали ли вы, что снегоход, батут, мороженое на палочке и даже систему письма и чтения для незрячих придумали… дети?Пожалуй, только дети со своим любопытством и «незамыленным» взглядом способны видеть мир в особом свете, замечать необычное в самом обычном. Именно таким наш мир видят участники ежегодного конкурса
«Юный исследователь».
18 мая в МГТУ им. Г. И. Носова прошел открытый конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь». Конкурс, прошедший уже в одиннадцатый раз, стал доброй традицией, и, что немаловажно, с каждым годом география мероприятия становится шире. В этом году в конкурсе приняли участие юные знатоки не только из Магнитогорска, но и Екатеринбурга, Челябинска, Троицка, Копейска, Кургана, Озерска.

Организаторами конкурса являются управление образования администрации города Магнитогорска, Центр детского творчества Орджоникидзевского района, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Конкурс проходит в два этапа – заочный и очный. По традиции участники конференции присылают организаторам свои проектные и учебно-исследовательские работы, тезисы которых публикуются в сборнике. В этот раз было прислано
296 «трудов» юных исследователей. Но это еще не всё – необходимо было защитить свой проект.

Для этого ребята 1-4 классов вместе со своими родителями и руководителями проектов собрались на очном этапе конкурса. Участников приветствовали главный специалист отдела организации дополнительного образования управления образования администрации города, кандидат педагогических наук
Елена Киселева и доктор физико-математических наук, доцент кафедры прикладной и теоретической физики МГТУ им. Г. И. Носова
Александр Бехтерев. Приветственный адрес с теплыми пожеланиями для участников конкурса подготовила председатель городского отделения Международной Академии Дополнительного Образования, кандидат педагогических наук
Любовь Ходунова.

Всего было
10 тематических секций –
«Медицина», «Художественное творчество», «Физика и астрономия», «Спорт и здоровый образ жизни», «Математика и информатика», «Русский язык и литературоведение», «Техническое конструирование и моделирование, мехатроника и робототехника» и т.д. Самая многочисленная секция -
«Экология и биология», на ней свои открытия об окружающей среде и живой природе Урала представили более 60-ти юных исследователей. Кто-то из школьников умудрился вырастить свой первый урожай помидоров, кто-то попытался разобраться в проблеме бездомных животных, а кто-то всерьез задумался об экологии города. Работы участников оценивали эксперты – преподаватели МГТУ, кандидаты наук.


"Я изучала как долго разлагается пластик, проводила эксперименты с землей, водой, содой, уксусом. Мне было интересно узнать, как «ведет» себя пластик в разных средах. Оказалось, пластик «живет» очень долго, дольше нас",
- поделилась своими знаниями, полученными на практике, первоклассница МАОУ «СОШ № 56»
Кира Саламахина.На секции по истории и краеведению школьники рассказали о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, именитых спортсменах. Так, участник из Троицка, учащийся
4 класса Никита Скопец собрал информацию о своей дедушке, ветеране войны:
"Очень полезно знать об истории своей семьи. Мой дед – герой Советского Союза, у него есть медаль «Золотая Звезда», он – участник Великой Отечественной войны. Много про него мне рассказала моя бабушка и другие родственники, они мне показывали фотографии, я даже побывал в поселке недалеко от Троицка, где в честь моего деда названа улица,"
- с гордостью рассказал юный участник конкурса.

"Работали мы около двух месяцев. Сегодня молодое поколение стало забывать об истории нашей страны. Работу мы передали в школьный музей, чтобы люди помнили о войне, ее участниках,"
- добавила мама Никиты,
Ирина Анатольевна.Немало интересной информации о боевом пути своего прадеда – участника Великой Отечественной войны собрала участница из Магнитогорска, четвероклассница МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска
Дарья Урсол:
"Мой прадедушка Урсол Владимир Федорович родился в 1922 году… весной 1943 года его призывают в Красную армию, он попадает в плен. Но, к счастью, мой прадед вернулся живым. Мне понравилась работать над этой темой, было интересно узнать о своей семье".
Четвероклассник из Екатеринбурга
Егор Нечкин рассказал о своих корнях, семейных реликвиях. И действительно, в семье мальчика есть, кем гордиться – двоюродный дед Егора
Александр Михайлович Губин – чемпион Советского Союза по биатлону, а прадед
Михаил Афанасьевич Губин – ветеран Великой Отечественной войны.



"Я много работал над тем, чтобы собрать материал об истории своей семьи, мне было интересно проанализировать свою родословную и как мои родственники повлияли на развитие края. Я ими горжусь!"
- поделился своим мнением Егор Нечкин.
Все работы были очень достойными, как отметил эксперт секции «История и краеведение», кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории МГТУ им. Г. И. Носова
Артем Любецкий:"В основном детские работы были связаны с Великой Отечественной войной. Ребята связали эту тему со своей семьёй или Уралом. Выступления мне понравились, ребята держались уверенно. Единственное, что вызывало вопросы – это оформление самих работ. Именно заочный этап оказал решающее воздействие на итоговый результат. Эту составляющую необходимо усиливать и проводить работу с научными руководителями. Дети со своей задачей справились «на отлично»."
На секции по русскому языку и литературоведению участники конкурса убедили экспертов в том, что сказки воспитывают в читателях хорошие качества, такие как доброта, милосердие, оптимизм.



"Я прочитала 114 сказок, а потом провела анкетирование среди детей, чтобы узнать, какие сказки знают они. Также я попыталась узнать у ребят их мнение о том, какие «семена» сеют сказки,"
- со знанием дела говорит учащаяся МОУ «МГМЛ»
Вероника Саралашвили.
В итоге юный исследователь пришла к выводу – дети знают не все сказки и не всегда понимают их глубокий смысл.
Катя Баканова из
МОУ «СОШ № 63» не просто проанализировала мораль детских литературных произведений, но и попробовала себя в роли писателя.
"Мои сказки – о добре, о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Я читала сказку «Алиса в зазеркалье», мне она понравились, поэтому я взяла оттуда мотивы, "
- поведала школьница о замысле своего творения.



Яркими были проекты и учебно-исследовательские работы учащихся Центра детского творчества Орджоникидзевского района. К примеру, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Перспективы новых профессий» МУДО «ЦДТОР»
Тарас Трахтенгерц представил экспертам свой проект по ландшафтному дизайну, а
Даниэль Мусин презентовал дом своей мечты, собранный из конструктора «Лего».
Воспитанник кружка «Комнатное цветоводство» МУДО «ЦДТОР»
Илья Кудасов продемонстрировал свои знания в области выращивания растений:
"В своей работе Илья выбрал тему «Особенности укоренения черенков комнатных растений в разной воде». Срок проведения нашего эксперимента длился с октября 2018 года по февраль 2019 года. Для эксперимента было выбрано по 5 растений трех родов: Хлорофитум, Плющ и Колумнея. Чтобы выбрать оптимальные условия для укоренения данных растений, собрали краткую информацию о каждом из них. Научились как правильно черенковать комнатные растения. Всех зеленых питомцев разделили на 5 групп для укоренения в разной воде: в кипяченой воде, дистиллированной воде, талой снеговой воде, в бутилированной, и в воде из-под крана. Все наблюдения записывали в дневник. По окончании нашего небольшого исследования было выяснено, в какой воде лучше укоренять черенки. Своими выращенными растениями Илья поделился с ребятами,"
- рассказала о проделанной работе руководитель кружка «Комнатное цветоводство»
Наталья Урасова.

А
Богдан Николаенко, воспитанник объединения «Легоконструирование» МУДО «ЦДТОР» вместе со своим руководителем изучил устройство умного рычага, что помогло ему сконструировать рисовальную машинку.
Впрочем, воспитанники Центра детского творчества Орджоникидзевского района приняли участие в большинстве секций, в частности, это направления по «Межпредметным исследованиям и проектам», «Русскому языку и литературоведению», «Спорту и здоровому образу жизни», «Биологии и экологии», «Техническому конструированию и моделированию, мехатронике и робототехнике», «Истории и краеведению».

В рамках мероприятия для родителей и руководителей проектов прошли дискуссионные площадки: «Профориентация – взгляд в будущее. Современные возможности развития детей и профессионального самоопределения» (
Юлия Москалева, методист по профориентации МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска,
Ирина Бузунова, кандидат психологических наук, директор АНО СБС «Открытый институт проектирования»).
О том, как расширять горизонты или каковы возможности кружкового движения и НТИ в построении образовательной траектории и развитии детей руководителям проектов рассказала
Юлия Мазнина - наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» г. Магнитогорска. Актуальной информацией о Российском движении школьников с участниками мероприятия поделились
Анна Захарова, активный родитель-лидер РДШ в Магнитогорске и
Наталья Новоселова, руководитель-куратор РДШ в Магнитогорске. С информацией о современных возможностях Магнитогорского государственного технического университета выступил
Игорь Ложкин, научный сотрудник R&D центра, куратор деятельности студенческого научного общества МГТУ им. Г. И. Носова. О новом образовательном пространстве детского технопарка «Кванториум» рассказал
Олег Фридрихсон, доцент кафедры логистики и управления транспортными системами МГТУ им. Г.И. Носова, специалист по проектному управлению детского технопарка «Кванториум». Также руководители проектов узнали о роли экологического мышления в современном мире – об этом рассказали сотрудники АНО СБС «Открытый институт проектирования», волонтеры проектов АНО помощи животным
«Маленькая жизнь».
Одновременно прошла экскурсия по детскому технопарку
«Кванториум» для школьников. Ребята и взрослые узнали о том, что такое виртуальная реальность, Интернет вещей, CAD-проектирование и многое другое. Как отметили преподаватели технопарка, такого «наплыва» посетителей в недавно открывшемся магнитогорском кванториуме еще не было. (Экскурсию провели руководители квантумов:
Денис Полушкин - наставник IT-квантума,
Владимир Михайлец – к.т.н., наставник промробоквантума,
Евгений Воронов - наставник VR/AR-квантума).

Также в холле МГТУ педагогами Центра детского творчества Орджоникидзевского района для детей были организованы мастер-классы по
декоративно-прикладному творчеству (
Юлия Ялалитдинова – педагог дополнительного образования МУДО «ЦДТОР»,
Оксана Миронова – художник-оформитель МУДО «ЦДТОР») и анимационная программа (
Олеся Малыхина - педагог-организатор МУДО «ЦДТОР»,
Валерий Медведев - педагог дополнительного образования МУДО «ЦДТОР»).
Закончилось мероприятие торжественным награждением участников конкурса
«Юный исследователь». Победители были определены в каждой секции.
корреспонденты газеты "Классный репортёр"