А знали ли вы, что снегоход, батут, мороженое на палочке и даже систему письма и чтения для незрячих придумали… дети?Пожалуй, только дети со своим любопытством и «незамыленным» взглядом способны видеть мир в особом свете, замечать необычное в самом обычном. Именно таким наш мир видят участники ежегодного конкурса
«Юный исследователь».18 мая в МГТУ им. Г. И. Носова прошел открытый конкурс проектов и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь». Конкурс, прошедший уже в одиннадцатый раз, стал доброй традицией, и, что немаловажно, с каждым годом география мероприятия становится шире. В этом году в конкурсе приняли участие юные знатоки не только из Магнитогорска, но и Екатеринбурга, Челябинска, Троицка, Копейска, Кургана, Озерска.
Организаторами конкурса являются управление образования администрации города Магнитогорска, Центр детского творчества Орджоникидзевского района, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова. Конкурс проходит в два этапа – заочный и очный. По традиции участники конференции присылают организаторам свои проектные и учебно-исследовательские работы, тезисы которых публикуются в сборнике. В этот раз было прислано
296 «трудов» юных исследователей. Но это еще не всё – необходимо было защитить свой проект.
Для этого ребята 1-4 классов вместе со своими родителями и руководителями проектов собрались на очном этапе конкурса. Участников приветствовали главный специалист отдела организации дополнительного образования управления образования администрации города, кандидат педагогических наук
Елена Киселева и доктор физико-математических наук, доцент кафедры прикладной и теоретической физики МГТУ им. Г. И. Носова
Александр Бехтерев. Приветственный адрес с теплыми пожеланиями для участников конкурса подготовила председатель городского отделения Международной Академии Дополнительного Образования, кандидат педагогических наук
Любовь Ходунова.Всего было
10 тематических секций –
«Медицина», «Художественное творчество», «Физика и астрономия», «Спорт и здоровый образ жизни», «Математика и информатика», «Русский язык и литературоведение», «Техническое конструирование и моделирование, мехатроника и робототехника» и т.д. Самая многочисленная секция -
«Экология и биология», на ней свои открытия об окружающей среде и живой природе Урала представили более 60-ти юных исследователей. Кто-то из школьников умудрился вырастить свой первый урожай помидоров, кто-то попытался разобраться в проблеме бездомных животных, а кто-то всерьез задумался об экологии города. Работы участников оценивали эксперты – преподаватели МГТУ, кандидаты наук.
"Я изучала как долго разлагается пластик, проводила эксперименты с землей, водой, содой, уксусом. Мне было интересно узнать, как «ведет» себя пластик в разных средах. Оказалось, пластик «живет» очень долго, дольше нас",
- поделилась своими знаниями, полученными на практике, первоклассница МАОУ «СОШ № 56»
Кира Саламахина.На секции по истории и краеведению школьники рассказали о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, именитых спортсменах. Так, участник из Троицка, учащийся
4 класса Никита Скопец собрал информацию о своей дедушке, ветеране войны:
"Очень полезно знать об истории своей семьи. Мой дед – герой Советского Союза, у него есть медаль «Золотая Звезда», он – участник Великой Отечественной войны. Много про него мне рассказала моя бабушка и другие родственники, они мне показывали фотографии, я даже побывал в поселке недалеко от Троицка, где в честь моего деда названа улица,"
- с гордостью рассказал юный участник конкурса.
"Работали мы около двух месяцев. Сегодня молодое поколение стало забывать об истории нашей страны. Работу мы передали в школьный музей, чтобы люди помнили о войне, ее участниках,"
- добавила мама Никиты,
Ирина Анатольевна.Немало интересной информации о боевом пути своего прадеда – участника Великой Отечественной войны собрала участница из Магнитогорска, четвероклассница МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска
Дарья Урсол:
"Мой прадедушка Урсол Владимир Федорович родился в 1922 году… весной 1943 года его призывают в Красную армию, он попадает в плен. Но, к счастью, мой прадед вернулся живым. Мне понравилась работать над этой темой, было интересно узнать о своей семье".
Четвероклассник из Екатеринбурга
Егор Нечкин рассказал о своих корнях, семейных реликвиях. И действительно, в семье мальчика есть, кем гордиться – двоюродный дед Егора
Александр Михайлович Губин – чемпион Советского Союза по биатлону, а прадед
Михаил Афанасьевич Губин – ветеран Великой Отечественной войны.
"Я много работал над тем, чтобы собрать материал об истории своей семьи, мне было интересно проанализировать свою родословную и как мои родственники повлияли на развитие края. Я ими горжусь!"
- поделился своим мнением Егор Нечкин.
Все работы были очень достойными, как отметил эксперт секции «История и краеведение», кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории МГТУ им. Г. И. Носова
Артем Любецкий:"В основном детские работы были связаны с Великой Отечественной войной. Ребята связали эту тему со своей семьёй или Уралом. Выступления мне понравились, ребята держались уверенно. Единственное, что вызывало вопросы – это оформление самих работ. Именно заочный этап оказал решающее воздействие на итоговый результат. Эту составляющую необходимо усиливать и проводить работу с научными руководителями. Дети со своей задачей справились «на отлично»."
На секции по русскому языку и литературоведению участники конкурса убедили экспертов в том, что сказки воспитывают в читателях хорошие качества, такие как доброта, милосердие, оптимизм.
"Я прочитала 114 сказок, а потом провела анкетирование среди детей, чтобы узнать, какие сказки знают они. Также я попыталась узнать у ребят их мнение о том, какие «семена» сеют сказки,"
- со знанием дела говорит учащаяся МОУ «МГМЛ»
Вероника Саралашвили.
В итоге юный исследователь пришла к выводу – дети знают не все сказки и не всегда понимают их глубокий смысл.
Катя Баканова из
МОУ «СОШ № 63» не просто проанализировала мораль детских литературных произведений, но и попробовала себя в роли писателя.
"Мои сказки – о добре, о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Я читала сказку «Алиса в зазеркалье», мне она понравились, поэтому я взяла оттуда мотивы, "
- поведала школьница о замысле своего творения.
Яркими были проекты и учебно-исследовательские работы учащихся Центра детского творчества Орджоникидзевского района. К примеру, обучающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Перспективы новых профессий» МУДО «ЦДТОР»
Тарас Трахтенгерц представил экспертам свой проект по ландшафтному дизайну, а
Даниэль Мусин презентовал дом своей мечты, собранный из конструктора «Лего».
Воспитанник кружка «Комнатное цветоводство» МУДО «ЦДТОР»
Илья Кудасов продемонстрировал свои знания в области выращивания растений:
"В своей работе Илья выбрал тему «Особенности укоренения черенков комнатных растений в разной воде». Срок проведения нашего эксперимента длился с октября 2018 года по февраль 2019 года. Для эксперимента было выбрано по 5 растений трех родов: Хлорофитум, Плющ и Колумнея. Чтобы выбрать оптимальные условия для укоренения данных растений, собрали краткую информацию о каждом из них. Научились как правильно черенковать комнатные растения. Всех зеленых питомцев разделили на 5 групп для укоренения в разной воде: в кипяченой воде, дистиллированной воде, талой снеговой воде, в бутилированной, и в воде из-под крана. Все наблюдения записывали в дневник. По окончании нашего небольшого исследования было выяснено, в какой воде лучше укоренять черенки. Своими выращенными растениями Илья поделился с ребятами,"
- рассказала о проделанной работе руководитель кружка «Комнатное цветоводство»
Наталья Урасова.А
Богдан Николаенко, воспитанник объединения «Легоконструирование» МУДО «ЦДТОР» вместе со своим руководителем изучил устройство умного рычага, что помогло ему сконструировать рисовальную машинку.
Впрочем, воспитанники Центра детского творчества Орджоникидзевского района приняли участие в большинстве секций, в частности, это направления по «Межпредметным исследованиям и проектам», «Русскому языку и литературоведению», «Спорту и здоровому образу жизни», «Биологии и экологии», «Техническому конструированию и моделированию, мехатронике и робототехнике», «Истории и краеведению».
В рамках мероприятия для родителей и руководителей проектов прошли дискуссионные площадки: «Профориентация – взгляд в будущее. Современные возможности развития детей и профессионального самоопределения» (
Юлия Москалева, методист по профориентации МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска,
Ирина Бузунова, кандидат психологических наук, директор АНО СБС «Открытый институт проектирования»).
О том, как расширять горизонты или каковы возможности кружкового движения и НТИ в построении образовательной траектории и развитии детей руководителям проектов рассказала
Юлия Мазнина - наставник VR/AR-квантума детского технопарка «Кванториум» г. Магнитогорска. Актуальной информацией о Российском движении школьников с участниками мероприятия поделились
Анна Захарова, активный родитель-лидер РДШ в Магнитогорске и
Наталья Новоселова, руководитель-куратор РДШ в Магнитогорске. С информацией о современных возможностях Магнитогорского государственного технического университета выступил
Игорь Ложкин, научный сотрудник R&D центра, куратор деятельности студенческого научного общества МГТУ им. Г. И. Носова. О новом образовательном пространстве детского технопарка «Кванториум» рассказал
Олег Фридрихсон, доцент кафедры логистики и управления транспортными системами МГТУ им. Г.И. Носова, специалист по проектному управлению детского технопарка «Кванториум». Также руководители проектов узнали о роли экологического мышления в современном мире – об этом рассказали сотрудники АНО СБС «Открытый институт проектирования», волонтеры проектов АНО помощи животным
«Маленькая жизнь».Одновременно прошла экскурсия по детскому технопарку
«Кванториум» для школьников. Ребята и взрослые узнали о том, что такое виртуальная реальность, Интернет вещей, CAD-проектирование и многое другое. Как отметили преподаватели технопарка, такого «наплыва» посетителей в недавно открывшемся магнитогорском кванториуме еще не было. (Экскурсию провели руководители квантумов:
Денис Полушкин - наставник IT-квантума,
Владимир Михайлец – к.т.н., наставник промробоквантума,
Евгений Воронов - наставник VR/AR-квантума).
Также в холле МГТУ педагогами Центра детского творчества Орджоникидзевского района для детей были организованы мастер-классы по
декоративно-прикладному творчеству (
Юлия Ялалитдинова – педагог дополнительного образования МУДО «ЦДТОР»,
Оксана Миронова – художник-оформитель МУДО «ЦДТОР») и анимационная программа (
Олеся Малыхина - педагог-организатор МУДО «ЦДТОР»,
Валерий Медведев - педагог дополнительного образования МУДО «ЦДТОР»).
Закончилось мероприятие торжественным награждением участников конкурса
«Юный исследователь». Победители были определены в каждой секции.
корреспонденты газеты "Классный репортёр"