На сайте уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области опубликовали рекомендации для родителей и педагогов, рассказывающие как предотвратить детский суицид.Буквально вчера мы писали о том, что за год в Агаповсокм районе было зафиксировано три попытки подростков свести счёты с жизнью.
Похожая статистика и в областной столице.
Проблемой уже занимаются специалисты различных ведомств, психологи, обеспокоены педагоги и родители. Вероятно, последнее обстоятельство и побудило омбидсмена Ирину Буторину опубликовать на своём официальном сайте документ с говорящим названием «Алгоритм действий педагогов и родителей, направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних».
Примечательно, что в документе первопичиной суицидальных наклонностей детей названы не пресловутые «группы смерти» (их влияние лишь следствие), а тот эмоциональный фон, в котором находятся подростки в повседневной жизни.
На что нужно обратить внимание?Есть ряд признаков, которые должны насторожить. Далее цитируем опубликованный документ.
– жалобы на отсутствие смысла в жизни («Мне все надоело»; «Не хочу никого видеть»; «Не хочу ничем заниматься»);
– жалобы на дурные предчувствия («Я чувствую, что скоро умру»);
- жалобы на неразделенные чувства любви, дружбы; отверженность в семье или в среде сверстников;
– повышенный, стабильный интерес к проблемам смерти, частые разговоры о смерти, интерес к загробной жизни, к похоронным ритуалам;
– словесные намеки на приближающуюся смерть («Потерпите, недолго вам осталось со мной мучиться!», «Вы еще пожалеете (он, она еще пожалеет), но будет уже поздно!» и т.д.);
– приведение в особенный порядок своей комнаты, своих личных вещей; раздача некоторых вещей товарищам, окончательное выяснение отношений;
– внезапное (без видимых причин) наступившее спокойствие, умиротворенное состояние после длительного состояния депрессии;
– тайные приготовления к чему-то, объяснить которые подросток отказывается или объясняет неубедительно;
– длительное состояние внутренней сосредоточенности, которое раньше не было для подростка характерным, отсутствие желания общаться с кем-либо.
- проведение длительного времени за компьютером, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания (самоубийства, молодежные течения и организации, аноректики, сексуального характера, агрессивного и т.д);
- смена настроения/пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации;
- изменение аппетита (избирательность, отказ от еды/прожорливость…);
- Нарушение сна (трудность засыпания, частые пробуждения, ранние просыпания, чувство усталости и разбитости после сна…);
- Конфликтность/обидчивость при контактах со сверстниками и взрослыми (школа, семья);
При этом до предсуицидального состояния, чаще всего, ребенок погружается в глубокую депрессию (резкие и немотивированные перепады настроения, частые вспышки агрессивности, стремление к длительному уединению, апатия, изменение пищевых привычек и т.д.).
Главным «рецептом» является общение родителей с ребёнком, выявление причин депрессии и их устранение. Кроме того, педагогам советуют при выявлении признаков депрессии у ученика незамедлительно сообщить об этом руководителю учреждения, штатному психологу, а также родителям или законным представителям ребёнка. С полным текстом документа вы можете ознакомиться на
сайте правозащитника.