Главная магнитогорская сцена отметила юбилей.Тусклый рампы свет, скрип кресел, по рядам тихий шёпот. В воздухе витает аромат чужих духов и запахи цветов. В тот вечер в зале собрались, быть может, не знакомые лично, но близкие друг другу люди. Их объединяет любовь к театру.
«Нам есть что помнить и есть чем гордиться! Но всё же мы убеждены, что 80 лет – это только начало!»
- произносит со сцены обаятельная ведущая.
И разве возможно с ней спорить? Желтеют страницы пьес, мнутся костюмы, смывается грим, ветер разносит по улицам обрывки старых афиш, осень сменяет зиму, и только здесь, на сцене, время замедляет свой бег. Театр вечно остаётся молодым. Он живёт, пока толпы зрителей заполняют его залы.
Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина отметил свой юбилей. Со сцены звучали самые тёплые поздравления, вручались цветы и подарки. И всё же минутная грусть нет-нет, да и мелькала в свете рамп…
Большая стройка тридцатых, роковой период
1941-1945 годов, творческая «оттепель» шестидесятых, переменчивые восьмидесятые, лихие девяностые и неспокойные нулевые – всё это театр пережил вместе со зрителями. Ничего не помешало рождению творческой мысли и её воспроизведению на сцене.
Без театра люди прожили всего 8 летТоржественную встречу в честь юбилея сами деятели искусства не раз называли «практически свадьбой». Ведь восемьдесят лет театр живёт вместе со зрителями. Как говорится, и в горе и в радости.
Раз свадьба, как подсказывает Википедия, дубовая, то на ней должны быть генералы! Юбилей Магнитогорской драмы посетили глава города
Сергей Бердников и председатель МГСД
Александр Морозов. Пришли, как и полагается, с подарками и добрыми вестями.
«Сегодня мы заняты разными делами: решаем мировые проблемы, спорим…а вот тогда, 80 лет назад, когда Магнитку только строили, люди без театра смогли прожить всего 8 лет. И спустя этот короткий промежуток были созданы первые труппы артистов, которые просто помогали жить»,
- сказал Сергей Николаевич.
Градоначальник справедливо подметил, что даже в тяжёлые годы люди не могли обойтись без искусства. История Магнитогорского театра началась с создания агитбригады, которая играла свои первые постановки прямо на строительных площадках. Впоследствии, в
1931 году, в городе появился ТРАМ – театр рабочей молодёжи. К самому молодому в стране творческому коллективу быстро пришёл успех.
«На сегодня у нас с вами есть один минус. Наш храм искусства не отвечает тем высоким требованиям, которые предъявляет к нему современная действительность, - отметил Сергей Бердников в своём выступлении. - Но я хочу сказать, что мы уже сделали первые шаги к исправлению данной ситуации. В этом году мы получим проект капитального ремонта драматического театра, он пройдёт экспертизу и со следующего года необходимо найти средства и привести наш театр в порядок».
Слова главы города о грядущих переменах восприняли позитивно. Ведь здание, куда театр переехал в далёком
1967 году, действительно нуждается в капитальном ремонте.
Бердников – это театральная фамилияК такому выводу пришёл Александр Морозов во время поздравительной речи. Спикер городского Собрания депутатов упомянул в своей речи множество знаменитых артистов и режиссеров магнитогорской драмы разных временных периодов. Среди прочих прозвучало имя актёра
Андрея Бердникова.«Сергей Николаевич, - обратился Александр Олегович к градоначальнику. - Вообще фамилия Бердников – театральная, оказывается!».
А ещё политик признался, что всегда думает о театре, когда смотрит футбол.
«Я как большой любитель футбола… - выдержав паузу, Александр Морозов продолжил, - Казалось бы, какая тут связь? А она есть. Прямая. Когда начинается матч, и футболисты выходят на поле, в тот самый момент я вспоминаю наш театр. Ведь вначале всегда звучит футбольный марш… автором этой знаменитой музыки является Матвей Блантер».
Кроме того, Александр Олегович вместо привычного стихотворного экспромта спел отрывки из известных песен "В городском саду играет духовой оркестр" и "Надежды маленький оркестрик под управлением любви"
И всё потому, что их автор - советский композитор
Матвей Блантер с
1930 по
1931 год жил в Магнитогорске и заведовал музыкальной частью театра рабочей молодёжи, из которого в дальнейшем появился нынешний юбиляр.
Историю писали людиЗа 80 лет существования на сцене магнитогорской драмы было поставлено больше восьмисот спектаклей. Своё имя в историю театра вписали многие именитые режиссёры, актеры и композиторы. В разные годы здесь трудились актёры Л
еонид Броневой, Фёдор Изюмов, Борис Зайденберг, режиссёры
Борис Сапегин и
Анатолий Резинин, художник
Владимир Кузьмин и народный артист РСФСР
Лев Самарджиди.В годы перестройки и переворота 90-х этот список пополнился не менее значимыми именами. В театре всё также шли репетиции, шились костюмы и создавались декорации. Несмотря ни на что, артисты и режиссёры делали своё дело. Театр жил ради своего зрителя.
На сцене магнитогорской драмы блистали артисты из разных городов и стран. Французская актриса
Анн Сельер три сезона была звездой постановок. Она приняла участие в двух спектаклях
Валерия Ахадова – «Варшавская мелодия» и «Мементо».
В 2015 году она вернулась в Магнитогорск, но уже в качестве режиссёра-постановщика. Анн Сельер поставила
спектакль «Амадеус». Юбилей любимого театра француженка также не пропустила. И хотя со сцены она призналась, что говорить по-русски ей всё ещё трудно, думает артистка исключительно на нашем языке.
Знаменательным событием в жизни Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина стал
2008 год. Спектакль
«Гроза» в постановке известного питерского режиссера
Льва Эренбурга получил высшую театральную награду страны -
«Золотую Маску». В этот праздничный вечер он присутствовал в зале.
«Отношение ко мне в этом театре всегда было добрым, а с возрастом начинаешь понимать, что доброту надо помнить. Я с удовольствием вспоминаю наши репетиции, я рассказываю своим студентам о том, как они проходили. Я всегда говорю о них с любовью и имею основание подозревать, что это чувство обоюдно. А это, как показывает жизнь, очень большая редкость, обоюдная любовь…, - сказал Лев Борисович и добавил: - О чувствах говорить не люблю, ну потому что, по определению, о любви «сказать лишь могут руки, что срывали чёрную чадру».
Свои видеоприветы и поздравления для коллектива и зрителей магнитогорской драмы передали
Виктор Шрайман, Сергей Пускепалис, Григорий Козлов и Марина Глуховская. С залом поделились воспоминаниями о работе в театре
Андрей Коровниченко, Григорий Поздников, Андрей Гаврюшкин и Юлия Нижельская. Артисты с удовольствием поднимались на знакомую сцену. Ведь именно здесь, в Магнитогорске, им открыли дорогу в мир театрального искусства.
«После «Грозы» нам было нелегко, но мы справились»С 2012 года главным режиссёром драмы является
Максим Кальсин. За это время театр выпустил
22 спектакля, совершил многочисленные поездки по России и ближнему зарубежью.
За успехом следует…успех! По признанию самих артистов, после «Грозы» им приходится держать планку. На сцене театра ставятся новые постановки, труппа пополняется молодыми актёрами и актрисами. Жизнь в мире грима и шуршащих нарядов идёт своим чередом.
«Первое действие было слишком длинное, а второе, возможно, слишком громкое. Но это же один раз. Один миг»,
- с грустью признался Максим Кальсин.
Главный режиссёр театра начал свою поздравительную речь со слов благодарности всем, кто причастен к миру большого искусства:
«В такие моменты хочется всех поблагодарить от сердца, потому что их ведь больше не будет, этих моментов. Ведь, знаете, очень сложно говорить что-то просто так, особенно благодарность… Вот встретил человека на улице, ты же не можешь подбежать и сказать ему: «Какой ты классный». Странно будет выглядеть… Если ты не пьян, конечно. Когда ты пьян, там уже проще. А вот в такие моменты можно выйти и искренне поблагодарить всех за то счастье и ту наполненность жизни, которую мне дали годы работы в этом театре».
Моменты действительно не повторяются. Как бы мы ни хотели вернуться обратно, снова ощутить то, что чувствовали раньше, не получается.
Как справедливо отметил челябинский режиссёр
Олег Хапов, поставивший в Магнитогорске спектакль
«Допрос», искусство театра отличается от других тем, что оно «сиюминутно». То, что происходит на сцене сейчас, в данный момент, больше никогда не повторится.
«Сцена - штука парадоксальная. Восемьдесят лет - это очень много в рамках человеческой жизни, с одной стороны, но с другой - миг. Наше искусство, оно сиюминутно, мгновенно. Сейчас то, что происходит в нас, и является жизнью. Это часть той 81-ой главы истории, которая уже началась. Самое ценное в театре – организовать миг встречи вас, дорогие зрители, и нас, которые на самом деле на сцене всегда встречаются с самими собой».
А что скажут зрители?Белова Людмила Николаевна вместе с мужем заядлые театралы. Спектакли посещают не только в родном Магнитогорске, но и в других городах.
Женщина с удовольствием отмечает, что наша драма ничуть не хуже столичных храмов искусства.
«Мы с мужем всё прошли, всё видели. И в Москву ездили, и в Санкт-Петербург. В Магнитогорске всегда ходим на премьеры. Стараемся попасть именно на первый показ. В этот момент можно всецело ощутить новизну постановки. Нет ещё заигранности, глаза актёров горят, а зрителя всегда ожидает неожиданный поворот,
- говорит Людмила Белова.
На празднование юбилея Магнитогорской драмы женщина пришла вместе с невесткой:
«Очень нравится обстановка здесь. Люди, музыка. Было очень интересно узнать, как складываются дела у режиссёров и актёров, которые раньше работали у нас. Как сложилась их судьба, карьера, творческий путь. Приятно было осознать, что многие из них не забыли наш город и наш театр».