Экс-директор «Маггортранса» написал книгу об истории магнитогорского электротранспорта.В городе выпущена первая часть книги «Магнитогорский трамвай: исторический опыт и перспективы развития». Она посвящена становлению трамвайного дела в городе с 1930 по 1955 годы. Её авторами стали бывший директор МП «Маггортранс» (2015-2017 гг.)
Егор Тимофеев, профессор
Марина Потёмкина, доцент кафедры логистики и управления транспортными системами МГТУ, доктор технических наук
Михаил Грязнов.
История цикличнаА началось всё с рутинной работы. Перед новым директором Егором Тимофеевым стояла нелёгкая задача: дать вторую жизнь магнитогорскому трамваю. Тогда поднимался вопрос о закрытии предприятия и продаже поездов.
Ответы на насущные вопросы Егор Анатольевич стал искать в истории «Маггортранса», обратился к учёным из МГТУ. Немало документов было поднято из городского архива и краеведческого музея, газеты «Магнитогорский рабочий» советского периода.
«Листая в архиве бумаги, возникает впечатление, что попадаешь в прошлое. Приходит понимание того, что всё это уже было. Все те же самые проблемы и задачи стояли перед нашими предшественниками и также не идеально, на ощупь они действовали до нас, – рассказывает Егор Тимофеев. – Принимая решение о покупке новых трамвайных вагонов, предполагая предстоящие трудности, прикасаешься к письмам 80-х годов прошлого века с описанием точно таких же забот, предвкушений, переживаний».
Оказалось, документов и свидетельств о работе предприятия огромное количество, но все они разрозненны и рискуют затеряться в истории. Так, энтузиасты в 1970-х годах записывали статистику по работе электротранспорта в военные годы, факты из его истории. И всё это в обычной школьной тетради!
Так и возникла идея написать книгу. Предполагалась трилогия, но пока издана лишь первая часть.
«Если книга будет востребована, мы напишем вторую и третью части. Собранного материала хватает. Мы издаём её на свои деньги, потому и тираж небольшой»,
– поделился с «Вечёркой»
Егор Тимофеев.Дела трамвайные: о чём книга?
В книге семь глав с огромным количеством иллюстраций, документов и графиков. Немалая часть из них находится в приложении, которое занимает почти 80 страниц.
Немало внимания уделено первым шагам по строительству путей. Когда только было принято решение о введении трамвайного движения, никто не знал, как всё должно быть. Рельсы укладывали там, где ещё и дорог почти не было. Первые рельсы были проложены от посёлка Щитовые (сейчас это остановка «ул. Фрунзе») до заводоуправления.
Не сразу магнитогорцы привыкли к культуре общественного транспорта: дети висели на трамвае снаружи и так ехали по несколько остановок, другие «герои» разжимали двери и выпрыгивали из вагона на ходу. Но самым неординарным поступком стал угон поезда пьяным горожанином. И повторялось это три раза. Каждый раз трамвайщикам приходилось догонять наглеца.
Первые вагоны, которые пришли в Магнитку, были с Мытищинского завода. Водителю приходилось работать стоя, а пассажирам сидеть на неудобных деревянных скамейках. Салоны не отапливались. Вагоновожатые, чтобы хоть как-то согреться зимой, разводили костры на конечных остановках и грели там кирпичи, которые потом возили в своей кабине.
Со временем трамваи технически совершенствовались. И один из вагонов, прибывших в Магнитку из Риги ещё в 1949 году, работает на улицах города по сей день. Его переоборудовали под снегоочиститель.
Егор Тимофеев рассказал нам, что старался балансировать, не забывая про технические характеристики, и не слишком увлекаясь терминологией. Книга, действительно, получилась живой и эмоциональной.
Советы из прошлогоЭкскурс в прошлое помог оживить трамвай: на время руководства Егора Тимофеева пришлись переговоры и закупка новых трамваев, договор с научно-производственным объединением из Екатеринбурга о «супертрамваях» (подробнее по
ссылке), активный ремонт путей на улицах города.
Когда авторы стали разбирать документы, оказалось, что трамвайные остановки первоначально предполагалось сделать высокими, как для электричек, чтобы пассажиры не взбирались на первую ступеньку. Однако со временем все остановки практически сравняли с уровнем проезжей части.
В 2017 году предполагалось на посадочных площадках обустроить пандусы для пожилых людей, родителей с колясками, пассажиров с тележками. Однако после смены руководства «Маггортранса» эту идею позабыли.
Доктор технических наук
Михаил Грязнов рассказал нам, что опыт предприятия подсказывает некоторые идеи для будущего развития электротранспорта, и вполне реалистичные:
«Стоит убрать разворотные кольца, которые увеличивают расход энергии и времени. Лучше запустить круговые маршруты со сменными табличками. Например, трамвай может идти по Советской улице до вокзала, там сменить табличку и повернуть на проспект Карла Маркса под другим номером».
Также в отличие от советского времени, в наши дни Магнитка совсем не прирастает новыми путями, хотя и растёт географически. Михаил Грязнов отмечает, что стоило бы
продлить рельсы по улице Зелёный лог и довести их до улицы Труда по пр. Карла Маркса, а также охватить трамвайной сетью городские посёлки, где почти нет транспортной инфраструктуры.
Специалисты уверены: у трамваев практически нет конкурентов на транспортной карте будущего.
Электротранспорт стабилен, всепогоден, не зависит от пробок и состояния дорог. Его могут заменить только электробусы, работающие от аккумулятора, который надо подзаряжать каждые 50 км.
Но это завтра. А сегодня пока ещё продолжается эпоха трамваев.
P.S. Книга выпущена в конце марта 2018 года, её тираж составил всего 500 экземпляров, которые, в основном, разошлись по коллегам и знакомым, отправили её и главе города, а также в МП «Маггортранс». Но она доступна и для обычных читателей. Её можно встретить в центральной городской библиотеке, а вскоре Егор Тимофеев пообещал подготовить электронный вариант книги для сообщества любителей трамваев.