Или как забрать свои деньги у потребительского кооператива.Уж сколько раз твердили миру... Проходят десятилетия, а финансовые пирамиды по-прежнему привлекают граждан.
Несколько лет назад по всей стране прокатилась волна уголовных процессов в отношении председателей кредитно-потребительских кооперативов. Россияне узнали, что организации, завлекающие высокими процентами вкладов, на самом деле представляли собой не что иное, как… финансовую пирамиду.
Этот термин принято связывать с Сергеем Мавроди. Однако, если созданный им «МММ» не скрывал своей сущности, то новоявленные «остапы бендеры» прибегают к более тонким способам надувательства.
Они дают своим организациям названия, внушающие доверие. Находят такие словосочетания, смысл которых не подвергается обывателем никакому сомнению.
Например, «Народная казна».
Как здорово написано! По-советскому, справедливо. Хочется верить сразу и во веки веков.
Иногда именуют такие конторки словами, схожими с названием популярной профессии,
или чужими узнаваемыми брэндами.
У «Вечёрки» появилась информация, что в Магнитогорске могут вновь появиться обманутые вкладчики.
Мы насторожились и за разъяснениями обратились к председателю Объединения защиты прав потребителей г. Магнитогорска
Владимиру Зяблицеву.
– Владимир Иванович, как Вы относитесь к кредитно-потребительским кооперативам? Вложили бы в них деньги?
– Сам не вложил бы, и никому не посоветовал!
Кооперативы изначально создавались по подобию советских касс взаимопомощи. По законодательству, это добровольное объединение физических лиц для финансовой помощи друг другу.
Однако со временем, банки стали чаще отказывать в выдаче кредитов. Тогда кредитные кооперативы сменили нишу и стали сравнивать себя с банками! И даже называть своих участников вкладчиками и заёмщиками, вместо правильного термина «пайщик».
– Почему же недостоверную рекламу разрешают публиковать в СМИ?
– Газеты, телевидение, радио всегда предупреждают, что эти материалы идут на правах рекламы. И что ответственность за них несут рекламодатели. Раскрутка очередной компании означает лишь то, что за неё заплатили!
Кстати, кредитно-потребительские кооперативы часто пользуются брендами известных предприятий. Используют популярные издания и каналы для размещения своей рекламы. Это такая своеобразная тактика, чтобы вызвать доверие горожан.
– Чем отличается банк от кооператива?
– Банки свободно распоряжаются своими средствами, могут вложить их, например, в акции. У кредитных кооперативов такой возможности нет. Они зарабатывают деньги только путём выдачи займов другим пайщикам. Это связано с большими рисками невозврата. В отличие от кооперативов, банковские вклады на сумму до 1,4 млн рублей защищены государством.
Кроме того, банки получают лицензию. И в случае нарушений у них эту лицензию аннулируют. Над кооперативами такого контроля нет. Соответственно и риск невозврата вложенных в кооператив денежных средств максимален.
– Почему проценты по вкладам в кооперативах выше?
– У кредитно-потребительских кооперативов основная задача – помочь своим пайщикам. Они не являются финансовыми компаниями, как банки. Суть их деятельности заключается в получении денег от одних пайщиков под проценты и выдача их другим. В качестве займа под более высокий процент, чтобы получить своеобразный доход и приумножить свой фонд.
Однако многие кооперативы пытаются подменить собой банки, а чтобы стереть разницу для потребителя, используют в рекламе слова «вклад» и «кредит». Это незаконно.
При этом кооперативы предлагают заранее нереальные, баснословные проценты для «вкладчиков» – 19 или 21% годовых. Практика показывает, что многие кооперативы, гарантирующие заемщикам такие большие проценты, выстроены по принципу пирамиды. Итог их деятельности плачевен - пайщики, вложившие деньги, в результате не только не получают прибыль, но и теряют свои кровные.
Отметим, что на сегодняшний день заведены уголовные дела в отношении более чем 10-ти организаций. От них пострадали сотни пайщиков! К упомянутым уже «Альфакредиту» и «Народной казне» добавился «Гранд Капитал Кредит»
и другие. Но пока ни один обманутый не вернул свои деньги.
Размещая свои деньги у третьих лиц, лучше пользоваться известной поговоркой:
семь раз отмерь – один раз отрежь. Просчитывайте риски, чтобы не попасть в руки мошенников.