В этот раз рассказываем, какие объекты в Советском Союзе получили название "Магнитогорск". И поверьте, нам есть, чем гордиться!Мы почерпнули информацию из краткой энциклопедии «Магнитогорск», изданной в
2002 году под редакцией Б. А. Никифорова. Авторы заметок – магнитогорские журналисты, историки и краеведы.
Факт первый. «Магнитогорск» - самое крупное грузовое судно СССРМногие знают, что у Магнитки есть друг под водой – подводная лодка, носящая имя нашего города. Но морскую гладь рассекают и другие суда. Информацию о них мы почерпнули из заметки В. Семинога в магнитогорской энциклопедии.
Сейчас мы вас немало удивим, но первым морским судном, носящим имя «Магнитогорск», стал пароход «Новгород» Балтийского пароходства. Дело в том, что в 30-е годы он был переименован в честь нашего города.
Правда, судьба его сложилась печально, оттого про него постарались забыть. В
1941 году в немецком порту Данциг экипаж был снят с судна и отправлен в концлагерь, а сам пароход затонул на реке Эльба недалеко от Гамбурга от прямого попадания авиабомбы.
Второе судно, получившее имя «Магнитогорск» - грузовой корабль Дальневосточного флота. Он носил его с
1946 по
1968 год. "Морская Магнитка" перевозила грузы для Вьетнама, где тогда шла война. В 1968 году судно было передано Болгарии и вошло в состав торгового флота под именем «Захарий Стоянов» (в честь болгарского революционера и писателя).
В
70-е годы магнитогорцы вновь захотели «свой корабль». Журналист «Комсомольской правды»
Анатолий Семиног вместе с поэтом
Борисом Ручьёвым, заслуженным деятелем РСФСР
Семёном Эйдиновым и газовщиком домны
Виктором Смеющевым, а также другими подписантами отправили открытое письмо в Москву. Они просили дать имя «Магнитогорск» новому пароходу. Трудовому городу не могли отказать.
Его получил новенький, только что построенный в Финляндии, ролкер (грузовой корабль, перевозящий колёсный транспорт – железнодорожные вагоны и автомобили). Он был огромным: вмещал
23 тысячи тонн, палуба его составляла
17 тысяч квадратных метров, дальность плавания –
до 30 тысяч миль, мог развить скорость в
22 узла.
«Магнитогорск» стал самым крупным грузовым судном СССР и ходил по маршруту «Ленинград – Куба – Америка». В
1997 году судно было продано за границу и переименовано.
Факт второй. Магнитка есть на небеЧтобы увидеть Магнитогорск, можно просто посмотреть в телескоп. На звёздном небе можно отыскать планету Магнитогорск. Она была обнаружена в
1971 году студентом из Магнитогорска
Вячеславом Пиксаевым.
Тогда ему было всего
19 лет. Он учился в Казанском университете, а новое небесное тело нашел во время практики в Крымской астрофизической обсерватории. Наблюдая за небом через телескоп-астрограф, Вячеслав заметил нечто неизвестное. И когда астрономы подтвердили, что это действительно неизученная ранее планета, то именно он получил право назвать её. И выбрал имя «Магнитка». Оно было утверждено в
1979 году.
Краевед
Ирина Андреева сообщает, что автор открытия получил почётное свидетельство о присвоении названия малой планете
№ 2094 за подписью директора института теоретической астрономии Академии наук СССР С. Лаврова.
В каталоге планет «Магнитка» значится под
№ 2094, расстояние от Солнца –
335 млн. км, период обращения –
3,3 года, радиус –
5-7 км.
Факт третий. Магнитогорские лётчики бились до ПобедыВ годы Великой Отечественной войны существовала авиаэскадрилья «Магнитогорский металлург». Ещё в августе
1941 года коксохимический цех ММК выступил с инициативой собрать средства на строительство самолётов. Их поддержали другие цеха.
И уже в ноябре на подмосковный аэродром прибыла авиаэскадрилья из Магнитогорска, укомплектованная нашими лётчиками и техниками (у нас существовал свой аэроклуб).
В состав эскадрильи входили лёгкие самолёты ПО-2 (У-2). Они использовались в качестве ночных бомбардировщиков, на них устанавливались пулемёты и приспособления для бомбометания.
Магнитогорские лётчики
В. Коробейников,
К. Скобелев,
В. Хомяков,
С. Щащин, техники
К. Бердников,
П. Великоднов,
И. Маланин,
К. Михайлов и другие сражались в битве под Москвой и Сталинградом. Авиаэскадрилья «Магнитогорский металлург» оставалась в строю до Победы.
По заметке
В. Рагозина из магнитогорской энциклопедии.
Первые три факта можно прочитать по
ссылке.