Магнитогорская молодёжь обменивается «литературными вызовами».Юная журналистка Екатерина Кожанова рассуждает о чтении, как о модном явлении, которое вновь набирает популярность в молодёжной среде.Некогда наша страна считалась одним из самых «читающих государств», но в период 90-х и «нулевых» годов уровень интереса россиян к литературе стремительно снизился.
Однако в последнее время чтение вновь обретает популярность. Читать стало модно. Что сделало литературу трендом? И почему чтение – это та модная тенденция, которой стоит следовать?
Современный человек стремится знать о мире, в котором живет, все или почти все. Космонавтика, политика, светская жизнь интересны практически каждому.
Несомненно, крупнейшим источником информации ХХI века является интернет. Тем не менее, и научные пособия, и художественная литература составляют сильнейшую конкуренцию сети. К примеру, далеко не все авторы издают электронные версии своих учебников, и, чтобы воспользоваться тем или иным сборником, необходимо приобрести его в букинистическом магазине.
Чтение художественных произведений, в свою очередь, знакомит читателя с историей и культурой эпохи, ненавязчиво образовывает. Знание большого числа литературных произведений развивает ассоциативное и аналитическое мышление, повышает уровень общей эрудиции человека. Рэй Бредбери говорил: «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно».
Книга стала учителем и для меня. С 5 лет я свободно выбирала произведения для самостоятельного чтения. Иногда меня, как и любого ребенка, привлекала обложка или название, иногда я прислушивалась к рекомендациям взрослых, а порой выбирала книги интуитивно.
Думаю, что именно это легло в основу формирования моего литературного вкуса и любви к чтению. Когда в 11 лет я прочла «Портрет Дориана Грея», никто из старших не сказал мне: «Тебе еще рано» или «Ты все равно не поймешь».
Чтобы сформировать представление о литературе, начинающий читатель должен познакомиться и с шедеврами классики, и с низкопробными детективами, издающимися в мягких обложках. Только при наличии материала для сравнения можно сформировать собственные предпочтения, выделить любимых и «не очень любимых» авторов. Поэтому, если хотите привить своим детям интерес к литературе, не запрещайте ребенку читать то, что он хочет. Это не означает, что стоит бросать детвору в большом книжном магазине среди полок с произведениями «для взрослых».
Запишитесь вместе с детьми в библиотеку, читайте хорошие книги вслух по вечерам всей семьей. Тогда ваш ребенок трепетно полюбит процесс чтения и выйдет с этим чувством в свою дальнейшую взрослую жизнь.
Все чаще и чаще в транспорте, парках и на улицах можно увидеть юношей и девушек с книгами в руках.
«Библионочи» и литературные вечера вытесняют дискотеки и бесцельные прогулки из жизни молодежи. Культура и интеллект – вот то, что действительно модно. Dolce & Gabbana уже не в состояние тягаться с Пушкиным. В наш век, когда ухоженный внешний вид перестал быть привилегией элитарного общества, для того, чтобы выделиться, проявить себя в качестве незаурядной личности, внешнего вида недостаточно. Людей не только провожают, но и встречают «по уму». Самообразование – тренд, ныне популярный в обществе. В условиях интеллектуальной конкуренции человеку, желающему быть успешным, необходимо постоянно расширять свой кругозор, уметь грамотно и убедительно строить свою речь. Книга – это ступенька на лестнице саморазвития. Возможно, именно этим обусловлена популярность «книжных вызовов» - списков произведений различных тем и жанров, которые составляют подростки в преддверии Нового года и обязуются прочесть в течение последующих 365 дней.
Непременно составьте такой список в преддверии наступающего 2018-го. Так, благодаря прошлому «Книжному вызову», я открыла для себя нескольких новых прозаиков и поэтов - Игоря Сухих, Дину Рубину, Полину Барскову.
Книга каждого автора - это его метафизический портрет, внутренний космос человека, выплеснувшийся на бумагу. Книги, как и сотни лет назад, остаются проводниками в параллельные миры. Прочитав произведение впервые, мы прокладываем тропу в ирреальную действительность.
Когда мы читаем тот же текст повторно, отмечаем в нем новые детали, то наша тропа превращается в узкую, но уже четко различимую на земле, дорожку.
После еще одного прочтения эта дорожка становится комфортным и знакомым путем, по которому мы можем провести других, обращая их внимание на ямы и коряги – трудности в понимании текста. Филологи называют это явление герменевтическим кругом и используют для научного анализа текстов.
Сквозь шелест и шепот страниц вы слышите голос автора, отвечаете ему. Это диалог сквозь века и расстояния, диалог смыслов, душ. Бесконечное количество параллельных вселенных – вот чем были и остаются книги для меня и многих других. Стало быть, теперь, когда молодежь вновь по достоинству оценила все величие и ценность Книги, чтение из моды выйти попросту не сможет.
Екатерина Кожанова