Об этом и не только рассказал II городской технический форум «Время, вперёд!», который проходил 22 и 23 мая.
Задаем ТЕМП!
Немаловажной частью церемонии открытия, которое состоялось в Академическом лицее, стал видеофильм, посвящённый инженерной деятельности школьников, развитию будущей инженерной элиты в городе и регионе. Какое-то время назад интерес к инженерным профессиям у выпускников школ стал утрачиваться, и это могло привести к нежелательным последствиям для развития экономики страны и Южного Урала. Но нашлось убедительное решение данной проблемы.
Так, уже несколько лет прошло с момента старта в Челябинской области нового образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных инженерных кадров для экономики региона. Работа в этом направлении позволит усилить и ускорить развитие Южного Урала по многим актуальным техническим направлениям. В рамках реализации проекта «ТЕМП» создаются уникальные муниципальные программы образования молодых граждан как успешных инженеров будущего.
Один из самых успешных в этом направлении – проект образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» – уникальная инновационная идея в системе образования города, разработанная и планомерно осуществляемая управлением образования администрации г. Магнитогорска. Проект «ТЕХНОСИТИ» направлен на развитие и поддержку технического и технологического творчества детей. В этой связи начальник управления образования А.В.Хохлов в своем выступлении подчеркнул: «Новая экономика возможна только с людьми, имеющими новое техническое образование».
В рамках городского технического форума была организована работа презентационной выставки структурных подразделений образовательного технопарка: «Естественнонаучные технологии», «Техническое конструирование моделирование», «Мехатроника и робототехника», «IT-технологии». Многие детские сады, гимназии, школы, лицеи и учреждения дополнительного образования приняли участие в работе площадок форума, создав свой проект и продемонстрировав его на технофоруме 22 мая. Цифры красноречивее слов говорят о том, насколько актуальным, массовым и необходимым стал форум, в котором приняли участие 792 участника: 140 руководителей образовательных организаций, 460 педагогов и 192 воспитанника и обучающегося.
Интерактивная детская техническая выставка
На этой выставке в рамках технического форума царила творческая суматоха. Каждый зритель спешил все рассмотреть и обо всем расспросить авторов проектов, сделать фотографии. Для самих авторов проектов участие в выставке стало возможностью продемонстрировать свои творческие и инженерные способности.
Так, представители ДОУ №183 показали сконструированную модель современной фермы «Здоровый урожай». Крутящаяся модель, разделенная на четыре сектора, освещала этапы производства: посадка культур, их выращивание и уход за ними, кормление скота. Детский сад № 20 воссоздал в своем проекте Металлургический комбинат, дополнив работу инженерной книгой, соответствующей тематике проекта.
Участники выставки постарше демонстрировали проекты, основой которых стала робототехника. Машков Артем, автор проекта «АгроБоты тепличного хозяйства Boni&Gretta» и педагог-руководитель Ирина Николаевна Соколова рассказали о проделанной работе.
– Я посмотрел видеоролик на эту тему и решил с преподавателем реализовать ее. Было много трудностей. Часто не работали те или иные программы или модели. Временные трудности были с программированием, но мы все смогли исправить и настроить,– поделился Артем.
Город мастеров
Интерактивная площадка «Город мастеров» – еще одно интересное пространство форума. Город делился на несколько районов: робототехника, ИТ-технологии, моделирование и конструирование и др.
На улицах «Города мастеров» можно было увидеть модели автомобилей, самолетов, кораблей и ракет, макеты различных архитектурных сооружений, роботов. Здесь же, можно было приобщиться к техническому творчеству, приняв участие в мастер-классах.
На них ребята с удовольствием создавали собственных роботов и учились ими управлять. Это не просто сборка конструктора по схеме, это творческий развивающий процесс создания моделей, изменения уже готовой конструкции, ее программирования. В ходе именно такой работы формируется техническое, инженерное мышление ребенка.
К примеру, вот район «Робототехника», который представляет МУДО «ЦДТОР». На входе вас встречает говорящий робот, сделанный педагогами и учащимися Центра робототехники. Вячеслав Ширинкин демонстрирует элементы прототипирования в робототехнике на примере манипулятора. Павел Хаменя рассказывает всем заинтересовавшимся о том, как запрограммировать робота для прохождения им лабиринта. А Георгий Сезоненко знакомит с цифровой электроникой на плате Arduino. Всё происходящее отображала онлайн-трансляция.
Все мастер-классы были очень познавательными. Каждый педагог-куратор обучал чему-то новому и интересному. Так, например, педагог Дворца творчества детей и молодежи, представляющий мастер-класс по использованию гипсовых смесей в декоративно-прикладном искусстве, Антонина Анатольевна Герасимова, рассказала о применении гипса в декоре, о самом гипсе, как простом в использовании материале, об увлекательном процессе создания эскизов и воплощениях их в жизнь.
В «Городе мастеров» ребята могли попробовать себя и в роли дизайнеров. Во время мастер-классов участники знакомились с возможностями таких профессиональных программ, как Corel Draw, Adobe Photoshop, ProShow Producer, Blender.
Школьники учились и работать с фотоаппаратом, правильно настраивать его и держать во время фотографирования, подбирать верные параметры съемки, правильно использовать освещение, расставлять акценты и избавляться от лишних деталей, а также обрабатывать фотографии в графическом редакторе.
Здесь же, в «Городе мастеров» ребятня с удовольствием делала фото на память с объемным логотипом технического форума, изготовленным на фрезерно-гравировальном станке с ЧПУ.
Профориентационный квест «Моя профессия=будущее города»
Ярким событием второго дня работы форума был профориентационный квест «Моя профессия=будущее города», который прошел 23 мая в Центре дополнительного образования Правобережного района.
Организаторами квеста стали педагоги Ресурсного центра МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района».
Как считают разработчики мероприятия, квест имеет цель расширить представления школьников о высокотехнологичных производствах и профессиях на рынке труда г. Магнитогорска. Также квест знакомит ребят с возможностью построения профессиональной траектории.
После пленарного заседания, на котором школьникам рассказали об Атласе новых профессий и показали фильм об инвестиционной привлекательности города Магнитогорска, каждая команда получила маршрутные листы для прохождения квеста. Отметим, что в профориентационном мероприятии приняли участие 60 учащихся городских школ № 36, 16, 14, 48.
Каждая команда работала на четырех площадках: «Умные машины», «Умный транспорт», «ИТ-технологии», «Умные механизмы». На каждой площадке ребятам помогали модераторы-педагоги Ресурсного центра, представители магнитогорских предприятий и высших (профессиональных) учебных заведений. Выполняя задания, ребята знакомились с развитием представленных отраслей на территории Магнитогорска. Таким образом, участники могли получить следующую схему построения профессиональной траектории: Школа – Среднее профессиональное образование или Высшее образование – Работодатель.
Так, на площадке «Умные машины» со школьниками работали заместитель технического директора АНО «Андроидная техника» Юрий Макаров и чемпион Worldskills Russia по направлению «Мехатроника», тренер действующей команды Политехнического колледжа г. Магнитогорска Никита Тимофеев.
- Сегодня практически на каждом производстве нужны специалисты, которые должны иметь элементарные навыки программирования, знать электронику и механику, - считает Никита Тимофеев.
На площадке «ИТ-технологии» с ребятами пообщались представители ЭР-Телеком (Дом.ру) и кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ.
- Без IT-технологий сегодня никуда, практически каждому специалисту в той или иной отрасли в скором времени, да и сейчас, требуются знания в сфере IT -технологий, – рассказывает доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий МГТУ Ольга Масленникова.
- Очень приятно работать с детьми, будущими специалистами, интересно было узнать, что они думают об IT -технологиях, ведь они сегодня востребованы, – делится впечатлениями пиар-менеджер компании ЭР-Телеком Егор Князев.
На каждой площадке ребята, выполняя задания, связанные с той или иной отраслью, получали карточки, которые необходимо было расшифровать. Этим команды и занялись после прохождения четырех площадок квеста. Кроме того, каждой команде необходимо было составить алгоритм выбора будущей профессиональной деятельности, а после представить свои доклады на заключительной части мероприятия.
Выступления школьных команд оценивали эксперты – представители Центра диагностики и консультирования, Центра повышения квалификации и информационно-методической работы, Центра дополнительного образования Правобережного района.
По итогам квеста первое место заняла команда школы № 36, второе место – у школы № 16, третье место – у команды школы № 14, четвертыми стали ребята из школы № 48. Каждая команда получила призы от компании ЭР-Телеком (Дом.ру) и Информационного центра по атомной энергии, лично каждый участник был награжден призом от МГТУ им. Г. И. Носова.
Статью подготовили: учащиеся «Школы репортера» МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» под руководством Е. Г. Добош, учащиеся МАОУ «Академический лицей» под руководством О. И. Соловьевой.