Специалисты Центра медицинской профилактики дают советы.Советы психолога: готовимся к школе!Приближается 1 сентября, и это значит, что у ребенка снова начнутся «рабочие будни». А кто-то и вовсе войдет в школьные двери впервые. В последнее время уровень подготовленности ребенка к школе значительно вырос.
В связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, что необходимо купить, чему необходимо научить и что вообще нужно сделать, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Поэтому, если вы задались этим вопросом, есть ли необходимость в подготовке ребенка, то ответ очевиден – да! Подготовка станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Итак, давайте разберемся, что же включает в себя подготовка к школе? В первую очередь, школьник должен владеть определенным комплексом знаний, умений и навыков, но и не только ими.
Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.
Физиологическая готовность ребенка к школеРебёнок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определённого уровня умственного и эмоционально-волевого развития. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Помимо этого у ребенка должна быть развита мелкая моторика и координация движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку.
А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Составными компонентами
психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально–волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает, что ребенок должен стремиться к получению новых знаний. Он должен проявлять любознательность и иметь определенный запас умений к первому классу.
У ребенка должны соответствовать возрасту развитие памяти, мышления, речи.
Также ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, знать, как пройти в школу и обратно, как пройти в магазин и т.д. Личностная готовность ребенка к школе предполагает его коммуникабельную готовность, т. е умение общаться со сверстниками и в конфликтных ситуациях находить пути решения для компромисса. Ребенок должен уметь осознавать авторитет взрослого человека и не проявлять агрессивное поведение на замечания.
Также должно присутствовать нравственное развитие, благодаря чему ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо. Умение принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая задания, а после выполнения максимально объективно оценивать ее результат.
Эмоционально – волевая готовность ребенка должна проявляться в интересе к учению, пониманию того, для чего он получает знания, способности выполнения заданий, которые ему если не совсем по душе, но обязательны к выполнению.
Познавательная готовность ребенка к школе необходима для успешного обучения. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Ребенок должен обладать внимательностью, уметь выполнять работу по образцу находить сходства между картинками (предметами). К первому классу ребенок уже должен запоминать 10-12 картинок, рассказывать по памяти стишки и пересказывать небольшие тексты (4-5 предложений).
Также ребенок должен уметь заканчивать предложения, находить лишнее слово из группы слов. У ребенка также должна быть развита мелкая моторика и поставлена речь.
В заключение стоит отметить, что неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам. Поступление в школу, несомненно, является стрессом, ведь меняется привычный жизненный уклад.
На фоне восторга, радости и удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь родителей в это время очень важна. Их обязанность – оказать поддержку для своего чада и подготовить его к обучению.
психолог МУЗ «Центр медицинской профилактики»