«Вечёрка» побывала в недавно открывшемся учреждении. Казалось бы, кремировали мёртвых ещё в Древней Греции, а споры по поводу этой процедуры не утихают до сих пор. Вот и в нашем городе долго размышляли – строить или нет, будет ли это востребовано.
Небольшая экскурсия
Компания «Долг» долго подготавливала документы, перенимала опыт коллег из других городов на различных конференциях. Стоит отметить, что в России пока таких учреждений немного – около
20, и все они находятся в городах-миллионниках – Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Челябинске.
Пришлось даже внести в муниципальные документы такое понятие, как крематорий. Слухи о его строительстве то утихали, то вновь разгорались. Наконец, в этом году определились: учреждению быть.
Осенью, а конкретно
18 сентября крематорий был запущен. Он разместился вдалеке от человеческого жилья, на выезде из города в сторону посёлка Агаповка. За 2,5 месяца там было сожжено
40 тел. Условия пока спартанские. В здании находятся три зала: в один из них привозят гроб, который затем с помощью специального устройства переносится в камеру. Сгорают и гроб, и умерший, и то, во что он был одет. Как только гроб полностью погружается в пространство печи, дверца плотно закрывается. Попрощаться с умершим здесь уже нельзя – последние слова родственники говорят дома или в траурных залах городских больниц.
Изначальная температура в камере –
400 градусов Цельсия. Затем она поднимается до
800. Тело в среднем сжигается от часа до полутора. Печь чешского производства работает по обычному принципу – есть вытяжка и дымоход. Датчики показывают состояние в камере. Если что-то идёт не так, сигнал тревоги передаётся в охранное агентство, чтобы оттуда вызвать экстренные службы. Но пока таких случаев не было.
Стоит понимать, что после процесса сжигания тело не становится сразу кучкой праха. Кости, зубы, а также элементы одежды и украшения, если они не были сняты, остаются. Так что после кремации проходит перемалывание в автоматическом устройстве. Для этого используются тяжёлые металлические шары. А затем все инородные предметы, включая металлические и золотые зубы, извлекаются, а прах помещается в стакан под урну.
Выдаётся контейнер в течение трёх дней. Урна покупается отдельно. Кстати, само сжигание стоит
12,8 тысяч рублей. Стоимость может увеличиваться, если требуется срочная кремация или умерший имел заразные заболевания.
Привезти тело на кремацию должен обязательно родственник, имея при себе паспорт и свидетельство о смерти.
Директор
Андрей Котельников рассказывает, что пока о существовании учреждения мало кто знает. Руководство компании осторожничает с рекламой непривычного для города места. Заказчиками становятся магнитогорцы и челябинцы.
«Услуги кремации в Магнитогорске появились совсем недавно, люди ещё не привыкли к новому виду захоронений. Обращаются к нам с просьбой кремировать родственника, чтобы увезти его прах с собой и захоронить в другом городе или стране. Ещё одним важным моментом является желание семьи похоронить всех родственников в одном месте для лучшей организации поминальных дней»,
– рассказывает
Андрей Котельников.
В будущем, поделился Андрей Николаевич, возможно, будет построен и колумбарий – хранилище урн с прахом. Однако вопрос этот пока открыт. Всё зависит от того, будут ли в этом нуждаться горожане.
Почему кремация – это хорошо и для кого она неприемлемаВ сознании людей кремация со времён Великой Отечественной войны стала ассоциироваться с немецкими концлагерями, где трупы узников сжигали в специальных печах, а очевидцы рассказывали о нестерпимом запахе горелого мяса и чёрном клубящемся дыме. Подобные рассказы ходили и среди уцелевших в блокаде ленинградцев. Из-за высокой смертности там тоже пришлось прибегать к этой мере.
Директор крематория Андрей Котельников поделился, что пока все, обратившиеся за услугой кремации, воспринимали её как вынужденную меру.
Но один случай шокировал даже сотрудников учреждения. Однажды горожане привезли гроб, пролежавший в земле около 10 лет. Оказалось, они узнали, что у мертвеца остались золотые зубы. Действительно, после кремации в прахе нашлись шесть золотых зубов, которые передали родственникам. Конечно, этот дикий случай стал единичным. И, пожалуй, мог бы укрепить мнение о том, что сжигают тела родственников люди исключительно с отсутствием принципов. Но всё не так просто.
Морально-этическая сторона кремации обсуждается уже около века. Первые крематории в нашей стране появились ещё до революции, но большой популярностью у населения не пользовались. Распространение они приобрели ненадолго в первые годы советской власти. Тогда это считалось самым прогрессивным способом захоронения, обеспечивающим гигиену и упрощение похорон.
«А когда умрем — пусть отвезут нас в крематорий, чтобы вместо зараженной кладбищами земли всюду разлилась трепещущая радостью и молодой свежестью жизнь!»
– писала газета «Огонёк» в 1927 году.
В то время кремированы были люди, в том числе известные: поэт Владимир Маяковский, писатель Максим Горький, лётчик Валерий Чкалов, народный комиссар тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе.
После Великой Отечественной войны к массовому внедрению крематориев в Советском Союзе не возвращались. А после и вовсе инициативу в способах захоронений подхватили религиозные организации. Они отнеслись к кремации в большинстве своём негативно. Так, на официальном сайте Совета муфтиев России, в разделе «Последний путь» сообщается:
«Умерших мусульман не кремируют. Кремация по мусульманской похоронной традиции сравнивается со страшной карой – «горением в аду»».
Несколько терпимее, но тоже негативно воспринимается кремация христианами. Церковь не одобряет кремацию, но страшным грехом, как в исламе, её не считает.
На официальном сайте Русской Православной Церкви последнее упоминание о кремации мы нашли за 2013 год. В документе «О христианском погребении усопших» есть такие строки:
«Исходя из свидетельств церковного Предания, Архиерейский Собор не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви, и призывает пастырей в подобающей форме разъяснять это верующим.
Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле» [2], — писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс.
Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф.
Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства.
Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. Это особенно относится к странам, где кремация является частью преобладающих обычаев местной культуры, как, например, в Японии, где организация захоронения в земле для большинства граждан крайне затруднительна».
Мы обратились за комментарием в Магнитогорскую епархию. Нам пояснили, что пока не готовы озвучить свою точку зрения, однако вопрос уже заявлен в повестке ближайшего епархиального совета.
Значит, Церкви в этом вопросе есть что обсудить. И не зря. За возвращением крематориев стоит немало серьёзных причин.
В больших городах, где в основном и расположены крематории, вопрос с захоронениями стоит довольно остро: земля дорогая даже на кладбище, и кусочек два на два метра обходится родственникам в немалую сумму. К этому прибавляется переполненность кладбищ в целом. А урну с прахом можно подхоронить в могилу родственника. В интернете распространяется статистика, что сейчас в столице
около 80% тел кремируют, в Екатеринбурге этот показатель составляет
около 60%.
Но, оказалось, проблема переполненности кладбищ касается не только больших городов. В КПРУ весной этого года сообщили, что в Магнитогорске тоже кончились места на всех трёх кладбищах. Общая площадь захоронений сейчас составляет около
289 гектаров. И как бы кощунственно это не звучало, скорее всего, брошенные могилы придётся использовать повторно.
Есть и ещё один серьёзный аргумент в пользу кремации, который касается абсолютно всех: заслон на пути распространения различных инфекций. Исследователи выявили, что при сжигании тела более 50 различных вирусов и болезнетворных бактерий, живущих в человеке, уничтожаются. А вот обычное захоронение позволяет им гулять по планете дальше, в том числе через подземные воды.