И благополучны ли благополучные семьи?Зажмурить глаза и сделать шаг вперёд. Говорят, самоубийцы не хотят смерти тогда, когда летят вниз, но уже слишком поздно. Мы никогда об этом не узнаем. В Магнитогорске двое пятиклассников с разницей в неделю выпали из окон квартир, где жили с мамами и папами.
Обе семьи – обычные, полные. Дети учились в разных школах и в разных частях города. Один из них, упав с пятого этажа дома
№ 122 по проспекту Ленина, скончался на месте, другой, вылетев из окна высотки на
ул. 50-летия Магнитки, лежит в коме в Челябинске в тяжёлом состоянии.
Наталья Солдатова, психолог школы №
47, где учился выживший школьник, сообщила, что у ребёнка не было подавленного состояния накануне произошедшего, и вообще ничего не предвещало трагедии. Больше она говорить отказалась, заявив, что идёт расследование, и за каждое слово она несёт ответственность.
Начальник отдела по делам несовершеннолетних
Любовь Щебуняева в телефонном разговоре с нашим корреспондентом заявила:
«Два пятиклассника – это не тенденция, сейчас в причинах разбираются следователи, рано что-то говорить. Каждый педагог знает свою работу, и, думаю, говорить об этом нет необходимости. У нас чуть ли не еженедельно проходят совещания с участием правоохранительных органов, прокуратуры. Говорить что-то ещё, по-моему, не имеет смысла».
Работа ведётся и в рамках проекта
«Жить», буквально в прошлом году запущенного педагогами, психологами и врачами. Одно из направлений - программа «Равный – равному» с привлечением подростков, которые помогают своим сверстникам выйти из затруднительных ситуаций.
Но, так или иначе, случаи суицида продолжают появляться. Источник, близкий к следствию, поделился с нами: в числе прочего рассматривается версия, что оба произошедших в последнее время инцидента связаны друг с другом через группы смерти, которые до сих пор существуют.
Что заставляет подростков играть в смертельные игры? Психологи отмечают, что самый опасный возраст –
11-15 лет, когда они впервые начинают чувствовать себя не детьми, а взрослыми людьми. Однако влияние семьи в этот период не только не снижается, но напротив, многократно возрастает.
По статистике, которую ведёт Генпрокуратура РФ,
62 процента самоубийств подростки совершают из-за семейных конфликтов, домашних проблем. Разбираясь в историях, совершённых и предотвращённых суицидов, психологи заметили, что дети не воспринимают уход из жизни как её окончание, они верят, что после совершения рокового поступка, обязательно увидят реакцию окружающих. И втайне даже рассчитывают, что смогут вернуться, когда всё изменится.
Чья реакция их интересует? В первую очередь, родителей. Именно до них они хотят достучаться таким образом.
Официально разделяют семьи на благополучные и неблагополучные. Благополучными принято считать те, где в холодильнике всегда есть еда, дети накормлены и одеты в чистую одежду по сезону и нет подтверждённых фактов физического насилия.
А вот критерия эмоционального комфорта не предусмотрено. Психологи же, напротив, выделяют этот пункт в один из самых важных, и благополучными называют те семьи, где дети чувствуют себя нужными и защищёнными.
Решая свои, взрослые, проблемы, мы иногда забываем, что на наши жизненные трудности реагируют и дети. Подавленное настроение, тревожная обстановка могут заставить их кардинально изменить своё поведение.
«Если ребёнок видит, что взрослый не справляется со своими проблемами, продолжительно страдает, он берёт на себя роль взрослого в семье. К примеру, у 12-летней девочки мечта быстрее закончить школу. Тогда она сможет открыть фирму, обеспечить работой папу, и они с мамой перестанут ругаться по этому поводу. Часто мы наблюдаем картину взрослого ребенка в неполных семьях. Дети взваливают на себя непосильную для них ношу. И когда они не справляются с ней, в семье ничего не меняется, это создаёт внутреннее депрессивное состояние»,
– рассказывает психолог центра социальной помощи семье и детям
Наталья Здоровецкая.
На каком-то из этапов их детских проблем, которые без поддержки взрослых они не в состоянии решить, дети могут замкнуться в себе или попытаться найти другой мир, где у них всё получается, они востребованы и нужны или получить совет. как им быть. Группы смерти играют именно на этих чувствах, давая понять, что человек не одинок в своих трудностях и есть «выход».
Восполнить пробел в этой потребности может только живое общение. Никакие соцсети, переписки не заменят контакт между людьми. И важно, чтобы беседы были доверительными, ребёнок рассказывал о своей жизни родителю, получал от него безусловную любовь, не боясь огорчить его или вызвать осуждение.
Сейчас культивируется успешность, высокие результаты. По примеру родителей дети стараются соответствовать требованиям общества. Важно настроиться, что успех – это не шаблонные представления о деньгах и положении, а ежедневная радость от каждой маленькой победы в жизни. Тут психологи отмечают, что дети перенимают от родителей модель проживания трудностей.
Падения, ошибки и проступки не должны становиться критерием любви. Ребёнок должен знать: что бы он не натворил, родители не оставят его, не встанут по другую сторону баррикад.
«Если представить свою жизнь как дорогу, по которой мы идем, то у ребёнка есть свой путь, и родители идут параллельно ему. И если он спотыкается, то они протягивают ему руку. При этом родители не встают на место ребёнка, не начинают жить его жизнью, не убирают за него препятствия. А просто учат преодолевать их и поддерживают, когда он в этом нуждается»,
– отмечает
Наталья Здоровецкая.
А как быть с соцсетями? Если в школе и даже на улице родители хоть как-то могут вмешаться в процесс, с гаджетами дети остаются один на один, и никогда не знаешь, кто их собеседник – мальчишка из соседней квартиры, куратор группы смерти или педофил. К слову последние часто регистрируются именно под видом сверстников, втираясь в доверие и предлагая встретиться.
Психологи уверены, что не стоит избегать Интернета – он уже стал частью современной жизни. Но, как только возникает интерес к нему, начиная с младшего школьного возраста, нужно садиться за компьютер вместе с ребенком и учить безопасному использованию интернет ресурсов: фильтровать информацию, которая поступает извне, не распространять личные сведения о себе и своей семье, не реагировать на незнакомые, порой опасные приглашения. Быть в курсе, чем ребенок живет в интернете, даже если он по наставлению близких, проводит всего пару часов.
Семейные отношения – тонкий инструмент, подбирать нужные аккорды на котором – большое искусство. Искренности, гармонии и взаимопонимания вам, наши дорогие читатели!
Если вам нужна помощь, можно обратиться в центр социальной помощи семье и детям по круглосуточному номеру:
41-55-41 или на почту:
mgndoverie@yandex.ru.
Можно также написать в
группу ВК или найти координаты центра на
сайте.