Эксклюзивное интервью с двукратной олимпийской чемпионкой Анной Богалий
Корреспонденту «Вечернего Магнитогорска» удалось пообщаться с двукратной олимпийской чемпионкой по биатлону
Анной Богалий.
С
17 по
20 января в Абзаково проходил магнитогорский этап всероссийского детского турнира
«Кубок Анны Богалий-SKIMIR».
За несколько часов до закрытия соревнований Анна Ивановна выделила для нас своё драгоценное время и с удовольствием ответила на все интересующие вопросы.
- Как оцените подготовку трассы в Абзаково в этом году?- Трасса подготовлена отлично. Со снегом нам тоже повезло, который нападал буквально в последний момент. Было достаточно волнительно в этом плане. Но то, что под снегом лежит асфальт, это позволяет даже минимальному количеству снега, который ложится на трассу, становиться ровным. Когда рельеф не спрофилирован, то требуется очень много снега. Здесь он сразу хорошо ложится, потому что асфальт.
- Турнир, на котором мы сейчас присутствуем, частенько называют детским аналогом Кубка Мира. Как вообще пришла идея создания такого крупного соревнования для подрастающего поколения?- Идея изначально была – создать такой турнир, который бы «цеплял» детей, мотивировал чем-то. Чтобы дальше они продолжали заниматься, не бросали спорт, тренировались, прогрессировали. Начинали мы с трёх этапов, которые проходили в течение года. Когда я только начинала этим заниматься, то у нас были: зимний, весенний и осенние этапы. На следующий год я поняла, что очень сложно заниматься организацией турнира. Я была на тот момент одна, и сделала не три по два дня, а два этапа по три соревновательных дня – зимний и осенний этапы. На третий год существования турнира мы поняли, что, наверное, переросли этот формат и нужно что-то изменить. Сейчас уже четвёртый год, когда мы путешествуем по стране. География меняется - сейчас у нас пять этапов в году и турнир стал всероссийского масштаба. В сентябре нам пришло такое подтверждение из Москвы. С каждым годом у нас всё больше друзей, ребят, которые приезжают, соревнуются. Даже сейчас приходят тренеры и говорят слова благодарности, а также, что обязательно приедут в Питер, Мурманск… Что детям нравится, их не утащить со стадиона. Когда видишь то, как они дружат, переживают друг за друга, тогда можно сделать вывод, что мы на правильном пути.
- Вы завершили карьеру в 32 года, за два сезона до Олимпийских игр в Сочи. Не считаете ли вы, что раньше ушли из спорта?
- Знаете, на тот момент, у меня были определённые сложности. Мне хотелось больше ребёнка видеть. Сыну три года было уже. И хотелось уделять достаточное количество времени ему. Накопился ряд таких вещей, которые не позволили мне дальше продолжать выступать. В целом, я считаю, что я не то, чтобы вовремя закончила. Я сейчас, как и раньше, люблю кататься на лыжах и даже приняла приглашение Даши Домрачевой поучаствовать в биатлонных соревнованиях (прим. гонка легенд в городе Раубичи). Я не наелась биатлоном. Понимаете, есть такое состояние, когда ты много работаешь, безумно много. Даже те дети, которые сейчас здесь, они тоже достаточно много уже тренируются. Если что-то не получается, то многие бросают. Появляются какие-то страхи и чтобы с этим справиться требуются определенные силы. Так вот считаю, что я достаточно вовремя закончила. Многие говорили, что можно было «завязать» со спортом после Олимпиады в Ванкувере, но тот опыт, который я получила в 2011 и 2012 годах, для меня был интересен. Я работала и с Вольфгангом Пихлером и Анатолием Хованцевым. Теперь я знаю, что значит тренироваться под немецким началом. Нисколько не меньше мы тренировались с Валерием Николаевичем Польховским. Были немного разные перераспределения нагрузки и это был очень ценный опыт.
- Существует такая тенденция, что на Западе молодым спортсменам доверяют больше, нежели в России. Почему так?
- Я бы не согласилась. У каждого спортсмена есть своё время, когда он в зените славы. У кого-то это длительный период, у кого-то более короткий. Кто-то как вспышка, а у кого-то рано начинается. Всё индивидуально. Я считаю, что у каждого из ребят есть свой период «созревания». Почему у нас в стране так происходит? Возможно, тот же опыт мы набираем постепенно. Вот сейчас у нас есть молодая Васнецова, которая провыступала декабрь. Я считаю, что она подустала. Она здорово стреляет, прошла декабрь отлично, но ходом немного недотягивает. Может быть здесь стоит немного хитрее быть, чтобы её не выхолащивать. Это лишь мои догадки. Тренерам намного больше известно информации и я, ни в коем случае, не даю каких-то советов. У нас иногда в юниорском возрасте ставят выше цели, а ведь самые настоящие медали разыгрывают после 21 года, когда начинается взрослый биатлон. Я уверена, что у каждого спортсмена своё время.
- Уход Антона Шипулина из «большого» спорта стало для вас неожиданным?
- Да нет… Антон не очень то и хотел продолжать, судя по всему. С весны было понятно, что особого желания делать что-то грандиозное он не испытывает. Мы многого не знаем поэтому я как-то комментировать не могу. Как мать я его прекрасно понимаю, потому что я тоже долгое время не видела ребёнка и очень хотелось быть чаще дома, с ним больше проводить времени. Семейная жизнь – она достаточно сложная. Очень хочется пожелать Антону найти себя и испытывать удовольствие от того, что он делает.
- Вопрос, который интересует многих. Евгения Павлова недавно подняла тему терапевтических исключений в других сборных. Почему иностранцам можно принимать допинг «легально», а нашим нет?- Так делайте терапевтическое исключение. Того же паспорта крови нет ни у одного нашего спортсмена. В чем проблема то? Мы сами эту проблему раздуваем, а затем сами же пытаемся её замаскировать. Давайте в себе разберемся, не будем косячить и принимать все эти запрещенные препараты, что нас ловят и весь мир только и говорит про нас. Также и в других видах спорта: легкая атлетика, тяжелая атлетика. А потом говорят, что нас прессингуют… А как прессингуют, если десятками попадаются. В целом нужно менять ситуацию – не принимаем и всё! А потом уже начнут с другой стороны говорить, мол все принимают, а нашим что-то запрещают. Это не так, не так всё это дело обстоит. Мы, к сожалению, даже первоисточники не можем читать. На английском языке организация WADA публикует абсолютно прозрачно, но наши выхватывают из текста и выдают то, что им надо. Чтобы вроде как все виноваты, а мы нет. Так же тоже не бывает. Давайте разберемся внутри.
Почему на том же Западе собирают пресс-конференции, когда кто-то попадаются на чём-то? Спортсмены извиняются перед всеми. Во-первых, перед спонсорами. Мы же пишем в контракте, что обязуемся не принимать ничего. Если тебя ловят, то, как минимум, нужно извиниться. И самое страшное, что после всего этого люди, попавшиеся на допинге занимают руководящие должности, а те же дети, которые сейчас вот здесь бегают, открывают глаза и говорят:
«Ведь можно же всё. Еще по голове погладили и сказали, что все виноваты, а я нет». Либо тут есть какие-то внутренние договорённости о которых мы не знаем. Эта тема очень скользкая, могут и подставить, но в целом, если десятками ловят, то это о чём-то говорит. Ну не бывает так, что все враги, а мы одни хорошие.
- Вот буквально на днях российские спортсмены выиграли суд у Международного олимпийского комитета, что позволило им сохранить медали сочинской Олимпиады. - Ну хорошо, хорошо. Значит, дают шанс ребятам исправиться. Мы должны еще многое сделать для того, чтобы всё исправить. Я за то, чтобы мы бегали чистыми и побеждали честно.
- Как вы считаете, почему некоторые спортсмены, выступая за Россию не показывают хороших результатов, но стоит сменить гражданство, так сразу ситуация меняется?- Ну это единицы… Очень много тех кто как не показывал результаты, так и не показывает. Вот получилось у Даши Домрачевой, Насти Кузьминой и ряда других ребят. Но вы же прекрасно знаете, что были случаи, когда меняли гражданство, а затем возвращались в Россию. Когда спортсмен раскрывается, то сразу все всё вспоминают, хотя многие белорусы и украинцы возвращаются, не показав ничего.
- Ваш сын – Максим впервые дебютирует в таких крупных соревнованиях. Как оцените его первые шаги в биатлоне?По крайней мере, он попадает. Не всё, конечно, закрывает, но попадает. Сегодня в эстафете он стрелял 3, 1 (прим. 3 промаха на первом рубеже и 1 на втором). Вчера чуть хуже. В целом, второй рубеж у него получается даже лучше. Он у меня не биатлонист. Занимается лыжными гонками. Он умеет стрелять, немножко понимает в этом, но мы не работаем с ним над этим. Еще много всего надо сделать. Да и последние два месяца были не самые здоровские в плане подготовки. Тут он и переболел и много времени было уделено учёбе. Достаточно неплохо какие-то моменты он исполнял, но маленький еще. Пусть растёт. Я вообще трезво оцениваю ситуацию и не воспитываю из него сейчас чемпиона. Пусть бегает и получает удовольствие! А то, что он на финише руки вскидывает и ему нравится, как он борется – это уже о многом говорит. Посмотрим, как дальше будет.
- Что можете пожелать юным спортсменам, родителям, тренерам?
- Прежде всего, хочу пожелать им здоровья! В нужный момент быть всегда в форме. Родителям желаю терпения, прежде всего. Воспитать даже чемпиона области достаточно сложно. А ребёнку трудолюбия и целеустремлённости. Стойкого характера! Даже когда что-то не получается, то вместе с тренером решать вопросы. Ну а наставникам хочу пожелать никогда не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперёд и почаще улыбаться и получать удовольствие от того, что делаешь.